Район ДЕВИЧЬЯ поля

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

С именем Новодевичьего Богородице-Смоленского  монастыря связаны названия нескольких городских объектов. Это Новодевичьи проезд и набережная, площадь Новодевичьего монастыря, а также проезд Девичьего Поля. Район, ограниченный Садовым кольцом, улицами Погодинской и Малой Пироговской условно называется Девичьим полем.

Версий происхождения такого названия имеется несколько. Согласно одной из них, в период отечественной истории, который принято называть «ордынским игом», баскаки собирали сюда девиц Москвы и прилегающих окрестностей, чтобы самых красивых отобрать для ханских гаремов. Затем здесь основали монастырь, первой настоятельницей которого стала впоследствии канонизированная Елена Московская, в миру – Девочкина. Ну и поскольку монастырь был женским, всё это слилось в название района.

Комплекс Новодевичьего монастыря можно смело назвать одним из красивейших рукотворных шедевров Москвы, да и всей России. Сами строения, купола церквей, крепостная стена, некрополь, парк и пруд создают неповторимый, изумительный по красоте и гармоничности ансамбль. Те наши земляки, которые превозносят всё заграничное и ищут в родной стране «вторые Версали», «северные Венеции» и «малые Швейцарии», могут отдохнуть – ничего подобного ансамблю Новодевичьего монастыря не существует больше нигде в мире.

Монастырь основан в 1524 году. Отец Ивана Грозного великий князь Василий III заложил его по обету в честь возвращения к Руси в 1514 году Смоленска, который до того более века находился в составе Великого княжества Литовского. Соборный храм, соответственно, посвятили иконе Смоленской Богоматери (Одигитрии). Для основания обители определили место, на котором москвичи в 1456 году прощались с иконой, провожая её в обратный путь в Смоленск. Существует предание, что первоначально избранное для закладки монастыря место пришлось перенести, так как на нём ударил родниковый ключ – его назвали Вавилоном, по аналогии с библейской башней, которую начали строить, да так и не завершили.

По преданию, первую икону Одигитрии (Путеводительница, Наставница) написал сам евангелист Лука. На Русь она попала в середине XI  века, в качестве приданого дочери византийского императора Константина IX Мономаха принцессы Анны, ставшей женой князя Всеволода Ярославича (как известно, Ярослав Мудрый путём династических браков породнился почти со всеми царствовавшими домами Европы). Икона стала родовой для князей-рюриковичей, пользовалась особым поклонением на Руси. На рубеже XI–XII веков Владимир Мономах передал её в построенный в Смоленске собор Успенья Пресвятой Богородицы, и с тех пор икона стала именоваться Смоленской. Принято считать, что именно этот образ спас город от орды Батыя в 1239 году. К данному факту каждый может относиться по-своему, однако факт остаётся фактом: когда в 1404 году последний Смоленский князь Юрий Святославич передал икону Великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, город более чем на сотню лет оказался в литовском подданстве. Впрочем, по другой версии икону привезла в Москву в 1398 году жена Василия Софья Витовтовна. В 1456 году по просьбе смолян икона была возвращена городу, после чего в результате длительной борьбы Смоленск вернулся под царскую руку. Когда в 1602 году знаменитый горододелец Фёдор Конь построил Смоленский Кремль, над главными воротами крепости была сделана специальная ниша для иконы… Во время нашествия Наполеона Одигитрию вывезли в Москву, чем она и спаслась. В 1941 году икона осталась в Смоленске, попала в руки гитлеровцам и пропала – после освобождения города никаких следов её не обнаружено.

Что касается Новодевичьего монастыря, то здесь хранится список (копия) изначальной иконы. Этот список находился в Благовещенском соборе Московского кремля, располагался близ Царских ворот. 28 июля (10 августа) 1525 года крестным ходом икону перенесли в новорождённый монастырь – во главе процессии шли Василий III и митрополит Даниил. Первой настоятельницей монастыря стала Елена Московская (Девочкина), впоследствии канонизированная.

Уже при ней обитель становилась привилегированной, здесь принимали постриг представительницы знатных московских семейств, которые далеко не всегда придерживались строгой монашеской жизни, имели собственную прислугу и стол.  К тому же здесь нередко подолгу проживали приезжавшие на богомолье родственницы именитых насельниц, которые вовсе уж вели светский образ жизни – настоятельница пыталась бороться с подобной распущенностью, однако совладать с нею не сумела.

Злые языки утверждали, что князь Василий основал данный монастырь не во исполнение данного им обета в честь освобождения Смоленска (чего бы он, мол, тянул с этим целых десять лет), а чтобы замолить грех, связанный с бракоразводным процессом и повторной женитьбой. Как известно, в Средние века церковь к расторжению брака относилась резко отрицательно. Между тем, у князя Василия долго не было наследника, чтобы передать ему великое княжение – по этой причине, чтобы не возникло династического конфликта, он запретил жениться своим братьям до рождения у него сына. В конце концов, он решил развестись с женой Соломонией Сабуровой, и жениться повторно – его новой избранницей стала будущая мать Ивана Грозного Елена Глинская. Соломонию же Василий Иванович  велел против её воли постричь в монахини. Пострижена бывшая великая княгиня была под именем Софья; случайно или нет, придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря (строительство собора приписывают Алевизу Фрязину) посвящён мученице Софье… Некоторые церковные иерархи выступили против «смены жены», за что поплатились опалой, а митрополит Варлаам был лишён сана – такое в русской истории произошло впервые… Вот в искупление данных грехов князь Василий якобы и основал монастырь.

Впоследствии здесь доживали свои дни многие именитые женщины, в том числе, и царских кровей. Вот лишь несколько из них (привожу мирские имена): Иулиания Палецкая (княгиня Угличская);  вдова убиенного царевича Ивана, сына Ивана Грозного Елена (Шереметева); вдова царя Фёдора Иоанновича Ирина (Годунова); дочь царя Бориса Годунова Ксения; вдова царя Василия Шуйского Мария (Буйносова-Ростовская); сёстры Петра I Евдокия и Екатерина, а также Софья-Правительница… Всех просто не перечесть.

Одновременно Новодевичий монастырь выполнял функцию форпоста для защиты Москвы с юга. Современный вид он обрёл при царе Борисе Годунове, который с большим уважением относился к каменному строительству. Борис Фёдорович окружил обитель мощной стеной с зубцами и башнями, и разместил здесь гарнизон в 350 стрельцов. Под стенами монастыря неоднократно разворачивались сражения, в особенности в период Смутного времени. При Петре I в монастыре был учрежден приют для подкидышей и беспризорных детей, которых тут содержалось до 250. В 1812 году поначалу маршал Мюрат взял монастырь под охрану, однако при отступлении французы попытались взорвать прекрасный ансамбль; трагедию предотвратили монахини во главе с казначейшей Сарой, которые сумели погасить водой уже зажжённые фитили бочек с порохом.

В советские времена монастырь был закрыт. Его постройки использовались для разных целей, в том числе, здесь действовали несколько музеев. В конце концов монастырский ансамбль стал филиалом Государственного исторического музея. В 2004 году включён в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. 22 марта 2010 года весь ансамбль возвращён церкви.

В стенах монастыря и на прилегающем  к нему кладбище похоронено немало известных людей, перечень которых занял бы очень много места. Всего же здесь покоятся останки 26 тысяч человек.

С севера вдоль стен монастыря проходит Новодевичий проезд. В XVII веке здесь располагалась монастырская слобода с тем же названием. Любопытное совпадение. Несмотря на то, что монастырь был женским, он же выполнял оборонительные функции, и стрелецкий караул проживал как раз в этой слободе. А сегодня на этом месте (дом №10) действует военно-спортивный клуб «Герат».

В месте, где проезд выходит к реке, начинается Новодевичья набережная. Она тянется вдоль Новодевичьего парка, пролегает под железнодорожным (Малого кольца) и автомобильным (Третьего транспортного) путепроводами и переходит в Лужнецкую набережную.

Как уже говорилось, весь этот район, примыкающий к Новодевичьему монастырю с севера, назывался Девичьим полем. В XVII веке здесь располагались сады и «аптекарские огороды», на которых выращивали лекарственные растения. Они находились в подчинении Аптекарского приказа, глава которого имел чин аптекарского (или аптечного) боярина и занимал высокое место в придворной иерархии. Со временем здесь начала селиться знать – Голицыны, Черкасские, Головины… Здесь же сложилась традиция устраивать народные гуляния, действовал казённый театр.

В 1885 году городские власти по предложению выдающегося хирурга Николая Склифосовского приняли решение о выделении 18 га местной территории под строительство корпусов медицинского факультета МГУ. Когда городок был построен, ради спокойствия больных в 1911 году пришлось запретить проведение на Девичьем поле народных гуляний. С 1930 года медицинский факультет МГУ является 1-м Московским медицинским институтом, которому позднее было присвоено имя Ивана Сеченова.

Большая и Малая Пироговские улицы до 1924 году именовались Большой и Малой Царицинскими, так как между ними некогда находились владения Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.

Донской Д.В. РЮРИКОВИЧИ; Исторический словарь. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2008. – ХХХ + 834 с., табл., ил.

Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. М.: ООО «Дом славянской книги», «Вече», 2007. – 528 с.

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Великие женщины России. М.: ООО «Дом славянской книги», 2006. – 480 с., ил.

Мирский М.Б. Медицина России XVI–XIX веков. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996 – 400 с., илл.

(Н.С.)