ОБЫДЕНСКИЕ переулки

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Три Обыденских переулка расположены близ Храма Христа Спасителя между улицей Остоженка и Пречистенской набережной Москва-реки. В нарушение привычных канонов самым протяжённым из них является Второй (360 м), который соединяет Остоженку и Курсовой переулок, Первый же имеет длину 190 м и соединяет ту же Остоженку, близ площади Пречистенских ворот, с Третьим Обыденским (150 м), протянувшимся от Соймоновского проезда ко Второму, опять же, Обыденскому переулку.

Названы так по церкви Ильи Пророка Обыденного (Обыдённого). Уточнение «Обыденный» означает, что храм был построен всем миром по обету за один день. Как правило, такие церкви строили за избавление от мора или какой другой напасти.

Храм Ильи Пророка в Остоженке построен в 1592 году и больше века простоял деревянным. Только в 1702 году его перестроили в камне – по проекту знаменитого в то время архитектора Ивана Зарудного, с благословения митрополита Стефана на средства думного дьяка Гавриила Деревнина и его брата Василия. Впоследствии храм несколько раз перестраивался и обновлялся. В 1748 году сильно пострадал при пожаре. В XIX веке на ремонт церкви выделяли средства братья Павел и Сергей Третьяковы. Ему несказанно повезло – в советское время храм уцелел, и даже не закрывался.

Главный престол храма освящён в честь Ильи Пророка, а приделы – во имя апостолов Петра и Павла, а также святых Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В церкви имеются образа Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери кисти замечательного иконописца XVII века Симона Ушакова, а также чудотворная икона «Нечаянная Радость», ряд других икон, среди которых несколько – с ликом Богоматери.

Следует отметить удивительную закономерность: некоторые святыни попали сюда едва ли не таинственным образом, будто их принесла сюда на сохранение некая высшая сила. Икона «Нечаянная Радость» ранее находилась в кремлёвской церкви святых Константина и Елены, а когда её в 1928 году закрыли, через полтора десятилетия нашла своё место в храме Илии (о происхождении и приключениях иконы можно и должно писать отдельно). Здесь же находится и икона Божьей Матери из закрытой в начале 30-х церкви Успенья Пресвятой Богородицы в Могильцах. На протяжении 70 лет здесь хранились иконы Богоматери «Троерученица» и «Милостивая», принадлежавшие Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю – после возрождения обители уже в наши дни святыни возвращены. Ещё один лик Богоматери, «Державная», был написан иконописцем Николаем Чернышёвым, которого расстреляли в 1924 году. Неведомо, как оказалась в храме икона Спасителя, которую написал священномученик митрополит Серафим (Чичагов) – доподлинно известно, что образ был конфискован при аресте отца Серафима, впоследствии расстрелянного в 37-м, а потом вдруг объявился здесь.

С данным храмом связано несколько легенд и преданий. Якобы в стародавние времена попал в ужасную грозу некий молодой князь; он взмолился святому Илье о спасении, пообещав выстроить в честь его храм. Буря тотчас утихла, и князь велел выстроить церковь в благодарность за своё спасение. Следует отметить, что пророк Илья в православной религии занял место языческого бога Перуна, повелителя грозы и грома, вследствие чего храмы во имя Ильи ставили на местах древних перуновых жертвенников. Между тем, Перун являлся покровителем князей и их дружин (вспомним «Слово о полку Игореве»), так что обращение князя именно к данному святому вполне логично. К тому же, существует предание, что на месте, где сегодня стоит храм, находилось селение (слобода) по названию Киевец – здесь останавливались торговцы, следовавшие из старой столицы Руси в её Северо-восточные земли, в Ярославль и Владимир. Между тем, в Киеве культ Ильи-пророка также был силён – достаточно вспомнить, что первую христианскую церковь княгиня Ольга посвятила именно этому святому. Именно к Илье издревле обращаются на Руси с молением о дожде в случае засухи.

Этот храм любил посещать царь Алексей Михайлович. Возле него стояло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским в 1612 году, когда изгоняли из столицы оккупантов.

…Следует отметить, что в переулках расположено несколько домов с очень интересными архитектурными особенностями. Так, на углу Первого Обыденского и Остоженки здание украшают очень красивые, оригинальные барельефы. Дом №11 по Второму Обыденскому радует глаз замечательными балконами. Красивый и оригинально украшенный дом №13 выстроен в начале ХХ века для Варваринского акционерного общества домовладельцев. К слову, в нём проживали писатель и публицист Илья Эренбург, известный учёный медик Алексей Абрикосов, выдающийся инженер Владимир Шухов и другие известные люди.

Первый Обыденский переулок поначалу назывался Первым Ильинским или Безобразовским – по фамилии домовладельца гвардии поручика Безобразова. В 1965–1994 годах носил имя Николая Крыленко. Николай Васильевич был из числа «пламенных революционеров», стал первым советским Верховным главнокомандующим, и в результате его «деятельности» на этом посту немцы оккупировали Украину, затем пошёл по юридической стезе, со временем достигнув поста наркома юстиции, являлся верным проводником политики репрессий, пока сам же не стал её жертвой. Второй Обыденский переулок поначалу именовался Вторым Ильинским. А Третий Обыденский ранее был просто Обыденским.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.

Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание : ок. 1500 ил. / В.И. Далью – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 348 , [4] с.: ил.