КРИВОНИКОЛЬСКИЙ переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Название Кривоникольского переулка носит совсем уж крохотный, 80-метровый тупичок рядом с улицей Новый Арбат, за первым от центра домом-«книжкой». Отходит от Серебряного переулка.

Название переулка происходит от располагавшейся поблизости церкви Николы Явленного на Арбате, и отличается от Никольского переулка, который ещё в XIX веке был переименован в Серебряный, так как здесь проживали мастера государева монетного двора. Раньше он был «полноценным» переулком, однако в 1960-х годах, при строительстве Калининского проспекта (ныне ул. Новый Арбат), от него остался только короткий фрагмент.

Как известно, по мере укрепления Москвы и роста её мощи, в XVI веке здесь началось бурное строительство, в том числе и каменное. Особенно этот процесс активизировался в период наибольшего могущества ближнего боярина, а затем царя Бориса Годунова. В частности, постепенно застраивался и район Арбата, где начали возводить и церкви – этот район иначе ещё называли просто Полем.

В 1593 году был построен храм Николы Явленного; о том, что он каменный, упоминание датируется 1657 годом. Первоначально церковь была окружена крепкой стеной с башенками, так что напоминала скорее монастырь. Поблизости находился ещё один храм – Николая Чудотворца, что на Песках. Несколько расположенных поблизости от того места переулков по сей день носят названия, связанные с именем святого. Название Николы Явленного церковь получила в народе по иконе, от которой являлись исцеления молящимся. В церкви также имелся Покровский придел, в честь изгнания в 1617 году из пределов Москвы войска королевича Владислава, которым предводительствовал гетман Пётр Сагайдачный – это событие пришлось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

У церкви Николы Явленного в 1635 году король польский Владислав (тот самый, который некоторое время претендовал и на российский престол) в знак дружбы вернул Московскому царству останки царя Василия Шуйского, умершего в польском плену, и его брата боярина Дмитрия. Как раз у Николы состоялась церемония передачи гробов московской свите, в которую входили духовенство, бояре, дворянство…

«Дщерь Петрова» императрица Елизавета неоднократно бывала в храме и молилась здесь, пожаловала ему список чудотворной иконы Ахтырской Божьей Матери, для которой прихожанин Дурново в 1761 году пристроил ещё один придел. Известно, что Елизавета Петровна привечала и покровительствовала юродивым; среди тех, кого она неоднократно посещала, бывая в Москве, был Василий Болящий. Когда он скончался, его похоронили здесь же, и императрица неоднократно молилась ему.

В храме имелся придел в честь Митрофания Воронежского – епископа, много сделавшего для Воронежского края, умершего в 1703 году и канонизированного в 1832 году. А много позже, в 1885 году, устроен также придел в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия.

С храмом связаны имена ряда наших выдающихся соотечественников. Здесь похоронен герой войны 12-го года генерал Василий Вяземский. Здесь в хоре пел знаменитый впоследствии Александр Бантышев, здесь его услышал композитор Алексей Верстовский, который и привёл его в Большой театр. Николай Гоголь молился в храме перед иконой Ахтырской Богоматери, которую считал своей покровительницей; к слову, и имя своё Гоголь получили потому, что в этой же церкви его мать дала обет Чудотворцу…

Церковь пользовалась популярностью, имела много прихожан, а потому в середине XIX века её разобрали, оставив только колокольню, и построили новую, расширив её помещение. В начале ХХ века при храме основали Братство Святителя Николая, которое занималось благотворительной деятельностью.

Всё это способствовало тому, что храм Николы Явленного был довольно богатым в мирском понимании этого слова. Потому сразу же после революции 17-го года церковные ценности реквизировали, а священники подпали под репрессии. Само же здание церкви в начале 30-х годов было разрушено. В настоящее время рассматриваются проекты её восстановления.

Заслуживающих внимания строений в переулке  по сути нет. Разве что т.н. «доходный дом» 1910 года, в которым нынче располагается пекарня.

Источники:

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Горбачёва Н. Ксения Петербургская. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. – 144 с.

(Н.С.)