ВОЗДВИЖЕНКА

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника “Дорога к храму” из серии “С чего начинается Родина”, и который впоследствии был доработан редакторами)

Улица Воздвиженка начинается от Манежной площади и, пересекая Бульварное кольцо, переходит в Арбат. Протяжённость её всего чуть больше полукилометра. Однако историю Воздвиженка имеет богатейшую.

Как известно, изначально Кремль строился у впадения в Москва-реку реки Неглинки. Соответственно, район Москвы, располагавшийся за ней, назывался Занеглименье. Когда в 90-х годах ХХ века на Манежной площади строился подземный торговый комплекс, здесь были обнаружены археологические артефакты, которые свидетельствовали о том, что район был заселён издревле, что здесь поначалу селились ремесленники, и лишь впоследствии тут обосновалась знать. В частности, во времена великого князя Василия II Тёмного вся огромная территория от Арбата и Поварской улицы до Старого Ваганькова к Москва-реке принадлежала князю Ховрину. Именно с него началась история храма, давшего название улице.

Сама улица известна с XV века; впрочем, до XVIII века  она имела два названия, одновременно именуясь Арбатом. Арбатом – по названию местности, по которой проходила, Воздвиженкой – по монастырю «Воздвижения  честнаго Креста за Неглимною на Арбатской улице на Острове», упоминавшегося в Никоновской летописи в связи с начавшимся здесь пожаром в 1547 году. Кроме того, в связи с тем, что от Арбатских ворот Воздвиженка переходила в Смоленскую дорогу, в 1658 году царь Алексей Михайлович велел впредь улицу именовать Смоленской (любил он менять названия), однако такая искусственная новация не прижилась.

Следует отметить, что уже в те времена район был заселён знатью, в частности, тут обосновались князья Кашины, Черкасские, Пожарские, представители других знатных фамилий. В 1565 году, в период введения опричнины, именно на Воздвиженке размещался Опричный двор.  В 1676 году на месте усадьбы князя Ивана Милославского был организован Аптекарский приказ – своего рода прообраз Министерства здравоохранения. О значении этого органа говорит хотя бы тот факт, что возглавлявший его «аптечный боярин» назначался из числа высшей знати, в частности, одно время его возглавлял будущий царь Борис Годунов.

Во второй половине XVIII века Воздвиженка кардинально перестраивается. Здесь селятся представители семейств, возвысившихся при новой царствующей династии – Стрешнёвы, Грушецкие, Муравьёвы-Апостолы… Однако в 1812 году улица выгорает почти полностью. В связи с этим здесь возводятся новые дома, перестраиваются старые, здесь начинает селиться купечество, в частности, «миллионщики» Морозовы, появляются казённые государственные строения – Архив Министерства иностранных дел, Городская дума, Охотничий клуб… В середине века улицу мостят брусчаткой, затем здесь появляется газовое, а затем и электрическое освещение, начинает ходить конка, позднее трамвай…

В советское время облик Воздвиженки в очередной раз кардинально изменился. С улицы сняли трамвайные пути. На месте снесённого здания Архива МИД в 1930 году возвели ныне хорошо знакомое строение Библиотеки им. В.И. Ленина. На месте разобранный церкви Воздвижения честного Креста Господня разместили склад стройматериалов для строившегося метрополитена… Пошла череда переименований: в 1935 году улица стала именоваться Коминтерновской, так как в доме №1 располагался Исполком этой организации. В 1946 году название сменили на улицу Калинина – Коминтерн к тому времени прекратил существование, а «всероссийский староста» Михаил Иванович Калинин окончил жизненный путь… А с 1963 года улица стала частью Калининского проспекта. Историческое название улице возвращено в 1991 году, тогда же снесён памятник этому советскому деятелю, стоявший перед домом №14. И уже совсем недавно, в 2003 году, здесь снесёно здание Центрального  военного универмага, возведённый на его месте торговый комплекс вошёл в список самых уродливых строений столицы.

Приведённый очерк об истории улицы – более чем краткий. Здесь каждый метр мостовой имеет мощный слой исторических наслоений.

В доме №1 располагается Музей антропологии МГУ.

Дом №3 – это знаменитая Российская государственная библиотека (бывш. им. Ленина);  существует инициативная группа, которая хлопочет о присвоении ей имени российского Первопечатника Ивана Фёдорова. Это крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире книгохранилищ. А располагается здание именно на том самом месте, где почти пять веков назад находилась база «преторианцев» Ивана Грозного – Опричный двор. Впрочем, по другим данным, Опричный двор размещался напротив, на месте нынешнего дома №4. Построен нынешний библиотечный корпус в 1928–1933 годах, причём для его оформления использована бронза от колоколов, изъятых в восьми церквах, а также детали оформления разрушенного как раз в тот период Храма Христа Спасителя.

Дальше располагается Дом Талызина, в котором разместился Государственный научно-исследовательский музей архитектуры. Дом в 1787 году построил знаменитый архитектор Михаил Казаков для генерал-поручика Талызина. Ну а непосредственно к станции метро «Арбатская» примыкает строение, расположенное на месте, где стоял дом меблированных комнат «Америка», в котором проживал композитор Сергей Рахманинов.

Не менее интересны дома и по чётной стороне Воздвиженки. В доме №4 до революции размещались меблированные комнаты, в нём в разное время проживали Максим Горький и выдающийся русский оперный певец, народный певец РСФСР Леонид Собинов. После 1917 года здесь располагалась Приёмная ВЦИК, в настоящее время – Приёмная Президента России.

Далее расположены здания, возведённые ещё до революции и принадлежавшие известным фамилиям Нарышкиных, Разумовских, Шаховских и т.д. Каждое из них заслуживает отдельного рассказа.

И всё же о доме, который был построен по заказу миллионера Арсения Морозова, невозможно не рассказать, хотя бы коротко. На него невозможно не обратить внимания, настолько необыкновенно он выглядит. Строивший его архитектор Виктор Мазырин в поисках образца для особняка ездил в Испанию и Португалию, почему и построил его в т.н. «мавританском» стиле (а точнее было бы сказать, к эклектическом псевдомавританском). Дворец с башенками, с вырезанными по фасаду из камня украшениями – гроздьями винограда,  морскими ракушками, связанными из канатов узлами (в Испании – символ долголетия)… Москвичи таким особняком были шокированы. Лев Толстой написал о нём в романе «Воскресение», что строится «глупый и ненужный дворец глупому и ненужному человеку». А родная мать миллионера высказалась в том духе, что раньше она одна знала, что у неё сын глуп, а теперь знает вся Москва.

Ну а о доме №9 следует отметить, что именно его описывал Лев Толстой в романе «Война и мир» как дома князя Болконского.

Как уже говорилось, улица названа по располагавшемуся здесь монастырю Воздвижения честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Под «островом» подразумевался единственный во всей округе клочок леса, уцелевший от вырубки, так как принадлежал обители. Впервые монастырь упоминается в летописях в 1547 году в связи с вспыхнувшем здесь страшным пожаром; впоследствии нашлись очевидцы, которые рассказывали, как за день до трагедии к монастырю пришёл Василий Блаженный и горько плакал, глядя на обитель. Впрочем, легенда гласит, что ещё в 1440 году во время нападения на Москву татарского отряда монахи этой обители отбили у ордынцев большой полон… В 1812 году в монастыре расположились на постой французы: в храме организовали конюшню, для чего прямо в иконостас вбивали гвозди, чтобы развешивать сбрую. Ну а при отступлении вывезли все ценности подчистую. В результате разорения монастырь было принято решение упразднить, от него осталась только церковь, получившая статус приходской. А на территории бывшего монастыря были построены дома для проживания семей церковнослужителей расположенного в Кремле Успенского собора.

Что касается церкви, она просуществовала до 1934 года, когда была снесена. На этом месте сейчас находятся шахта метро и вход в подземный переход по нечётной стороне улицы.

Следует также упомянуть, что на Воздвиженке находились ещё два храма. В 1780-е годы была разобрана церковь Дмитрия Солунского, которая известна была с начала XVI века. Кроме того, при особняке, который в разное время принадлежал Екатерине Нарышкиной, Кириллу Разумовскому и Николаю Шереметеву (дом №6), действовала домовая церковь «с главами и звоном» Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлаама Хутынского.

А вообще надо сказать, что рассказ об этой коротенькой улочке Москвы заслуживает куда большего объёма.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996. – 527 с.

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – СПб.: «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Жукова О.Г. Чудесная Москва. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 550 с.

Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. – М.: ООО «Дом славянской книги», «Вече», 2007. – 528 с.

Мирский М.Б. Медицина  России XVI–XIX веков. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996 – 400 с., илл.