Большой и Малый Власьевские переулки
(Материалы для энциклопедического справочника “Дорога к храму”
(Это материал исходный, который в издательстве перед размещением в книге дорабатывался).
Большой и Малый Власьевские переулки известны с XVIII века и названы по церкви священномученика Власия, что на Козьем болоте. Расположены среди множества старинных переулочков, разместившихся между улицами Арбат и Пречистенка. Большой Власьевский переулок (длина 370 м) начинается от Большого Могильцевского, а Малый (270 м) – от Гагаринского, оканчиваются оба, выходя в Сивцев Вражек.
В старину этот район назывался Чертолье или Черторылье. Считается, что такое название возникло из-за изрытых берегов ручьёв, которые тут протекали (мол, «чёрт порылся»). Название было изменено по велению царя Алексея Михайловича, который переименовал район в Пречистенку. Здесь протекал Сивый (т.е. Мутный, Грязный) ручей, по которому назван переулок Сивцев Вражек. Издревле тут селился простой люд, знать стала обживать район позднее. Со временем район обрёл популярность, его стали называть «московским Сен-Жерменом». По Малому Власьевскому переулку, в частности, в разное время проживали графиня Анна Орлова, князь Пётр Кропоткин, а по Большому Власьевскому – отец Александра Герцена… Здесь же обосновалась Екатерина Семёнова, крепостная актриса, которая не знала грамоты, но так замечательно играла, что её упоминал Александр Пушкин в «Евгении Онегине», и которая настолько пленила сенатора князя Ивана Гагарина, что он женился на ней.
Большой Власьевский переулок начинается от храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. В переулке располагаются галерея «Арбен», Московский центр непрерывного математического образования, Центр восточных оздоровительных практик, Московский третейский суд, Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление» и некоторые другие организации. Малый Власьевский первоначально именовался Годеинским по фамилии домовладельца Годеина. В 1960–1994 годах носил название братьев Тонеевых – адвоката Владимира и композитора Сергея Ивановичей. По переулку расположены: Институт дизайна и графики, Мемориальный музей-квартира семьи Мироновых–Менакера, офис Межрегионального движения «Солдатские матери» и другие здания.
Надо признать, что топонимика порой может поставить в тупик. Дело в том, что само по себе Козье болото находилось на некотором расстоянии от церкви Св. Власия, и почему в названии церкви оно фигурирует, исследователи объяснить не могут. Здесь располагались Страдная и Конюшенная слободы, в которых проживали великокняжеские (царские) пастухи и конюхи. Потому церковь посвящена святому Власию, который на Руси почитался как покровитель животных. Власий жил в III–IV веках в Армении, бывшей тогда римской провинцией, совершил множество чудес, и во времена Диоклетиана и Лициния подвергся гонениям и принял мученическую смерть. Одним из чудес, которое совершил святой, было его общение с животными, которых он пытался спасти от рук ловчих. В православной традиции Власий отождествляется с языческим славянским богом Велесом (Волосом).
Первый каменный храм на этом месте был построен в 1644 году. Впоследствии он неоднократно перестраивался, Современный вид приобрёл примерно к 1880 году. В советские времена храм был закрыт, в здании располагались мастерские, затем Русский народный оркестр «Боян». В 1991 году здание возвращено церкви.
Храм, посвящённый Власию, в Москве только один. Ко дню этого святого 11 февраля (по юлианскому календарю) к церкви собирались конюхи, ямщики, извозчики, приводили своих лошадей, трижды обводили их вокруг храма, окропляли святой водой.
С этой традицией связана анекдотичная история, приключившаяся в 1921 году с Сергеем Есениным и Айседорой Дункан. Как-то ночью они ехали на Пречистенку, ямщик задремал, а лошадь, увидев церковь св. Власия, начала ходить вокруг неё. Заметив это, Есенин, смеясь, объяснил подруге, что их таким образом обвенчали.
Источники:
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с.
Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – СПб.: «Паритет», 2005. – 608 с., ил.
Гладкий В.Д. Славянский мир: I–XVI века: Энциклопедический словарь. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 895 с.
К записи "Москва. Большой и малый Власьевские переулки (материалы для справочника “Дорога к храму”)" пока нет комментариев