ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

Сколько уже сказано, сколько написано о грандиозной битве на Волге, развернувшейся летом 1942 – зимой 1943 годов! А тема по-прежнему остается неисчерпаемой!

Общеизвестно, что Сталинградская битва началась после катастрофы, постигшей Красную армию под Харьковом. В сторону Волги устремились соединения группы армий «Б», которой командовал генерал Максимилиан фон Вейхс.  На направлении главного удара наступала 6-я армия генерала Фридриха Паулюса. Противостояли им войска Сталинградского фронта. О том, насколько тяжелым было положение фронта, говорит хотя бы тот факт, что за три месяца оборонительных боев здесь сменилось три командующих!

Наступающие гитлеровские войска по численности личного состава и в техническом обеспечении по всем показателям превосходили нас. Особенно это соотношение было контрастным в авиации – люфтваффе могли поднять в воздух в три раза больше машин, чем «сталинские соколы». В условиях открытых степных просторов это обстоятельство давало   вермахту грандиозное преимущество.

И все же… В противостояние армий привмешивался немаловажный фактор – психологический. За минувший год Красная армия научилась воевать, она сорвала гитлеровский план «молниеносной войны», она нанесла противнику поражение под Москвой. Да, мы отступали, да, мы терпели поражения. Поражения – но не разгром! Мы отступали, но не бежали. И в этом было коренное отличие от событий годичной давности.

И еще. Эвакуированные на Восток промышленные предприятия работали все более эффективно, военное производство давало фронту все больше продукции. В войска поступали новые образцы техники и вооружения. В окопы приходило пополнение, прошедшее какую-никакую военную подготовку, такого положения, когда бреши в линии фронта латались наспех сформированными плохо вооруженными неопытными бойцами, уже не было.

Несколько цифр. В 1942 году промышленность выпустила 24.668 танков, что в 3,7 раза больше, чем в 41-м. Германия за тот же период произвела лишь 9300 бронированных машин, при этом надо учесть, что половина из выпускаемых советских танков была Т-34, которые по всем боевым показателям превосходили немецкие. А в январе 1943 года танковый парк Красной армии увеличился по сравнению с предвоенным в 4,5 раза.  В тяжелейшем 42-м было произведено 3237 реактивных «катюш». За год почти вдвое увеличился выпуск орудий и пулеметов, втрое – 120-мм минометов. И еще. Выпуск промышленной продукции в 1942 по сравнению с 1940 годом возрос: на Урале в 5 раз, в Западной Сибири в 27 раз, в Поволжье в 9 раз… Думается, и этих фактов достаточно.

И все же немцы в тот момент на Сталинградском направлении были еще сильнее. Основной удар 170-тысячной группировки пришелся на 62-ю советскую армию, насчитывающую 50 тысяч человек. 23 августа гитлеровцы  вышли к Волге севернее и южнее города. Это стало единственным конечным пунктом, который был достигнут во исполнение плана «Барбаросса». Сегодня военные историки заносят в число ошибок Гитлера то, что он начал штурм Сталинграда, втравив свои наиболее боеспособные войска в жесточайшие уличные бои, которые, в конечном итоге, их и перемололи. Впрочем, чего ж я так? Не уличные бои как таковые, а мужество и беззаветная отвага наших дедов в тяжелейших условиях, своей кровью загасили наступательный порыв лучших на тот момент ударных группировок врага. С июля по ноябрь гитлеровцы в этом сражении потеряли 700 тысяч человек, наши потери были вполне сопоставимы с этим чудовищным числом потерь – около 644 тысяч человек.

Сталину много чего можно поставить в вину. Но нельзя отказать ему и в ряде качеств, без которых немыслим выдающийся государственный деятель. В данный момент речь идет о том, что Сталин умел делать выводы и собственных ошибок. Отдавая приказ о том, чтобы город его имени отстоять любой ценой, он допускал, что город может пасть.  И принял соответствующие меры.

Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для Советского Союза. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла… Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград и Баку.

В этих условиях Сталин принял решение заблаговременно создать стратегический запас нефти севернее Сталинграда. С этой целью вдоль Волги и ее левых притоков попросту перегораживали овраги и балки дамбами и перекачивали в эти «резервуары» доставляемое танкерами жидкое углеводородное сырье (такие хранилища называли просто – «нефтеямы»).

Параллельно было принято решение о строительстве железной дороги вдоль восточного берега Волги. Это случилось еще летом, когда, казалось бы, фронт от Сталинграда был очень и очень далеко.

Следует отметить, что еще осенью 1941 года едва не были расформированы железнодорожные войска. Их существование отстоял начальник Управления военных сообщений генерал-лейтенант Иван Ковалев, который не побоялся противопоставить свою точку зрения самому Мехлису – и Сталин принял его сторону. Теперь железнодорожные войска ох как пригодились! Готовые рельсовые секции доставляли с начавшего строиться БАМа, воины-железнодорожники и мобилизованные рабочие укладывали их вручную – техники не хватало. Темпы строительства были небывалыми – до 10 км в сутки. И в результате титанической работы уже к осени по новой ветке пошли эшелоны. На север они везли нефть, а из центральных и восточных районов страны – пополнение, технику, оружие.

И это еще не все! Ведь нефть нужно было доставить из Баку! Русская смекалка не подвела и тут. Цистерны с нефтью попросту спускали в море, где их вплавь (нефть ведь легче, чем вода!) буксировали к портам Махачкалы и Красноводска.

Уникальное по техническому исполнению сооружение создали наши умельцы в районе Астрахани. Чтобы железнодорожные эшелоны могли преодолевать широченную Волгу, в ее низовьях был построен наплавной мост. Впрочем, что значит «построен», что значит «мост»?.. Сцепили между собой баржи, проложили по ним рельсы – и поезда пошли. Под тяжестью локомотивов и вагонов баржи проседали, «нитка» прогибалась под напором течения… В этих условиях как от воинов-мостовиков, так и от железнодорожных бригад требовалось высочайшее мастерство. И мост жил, выполнял свои функции!

Окружение и ход уничтожения группировки Паулюса в нашей литературе описаны довольно подробно. Однако нелишне было бы акцентировать внимание на том, насколько изменилось за полгода соотношение сил на Сталинградском направлении. По численности войск и количеству самолетов был примерный паритет – превосходство Красной армии было незначительным. Зато по артиллерии мы превосходили врага в полтора раза, по танкам более чем в два. За это – низкий поклон тылу!

23 ноября кольцо вокруг группировки Паулюса замкнулось. Не вызывает сомнения факт, что поначалу никто из гитлеровского руководства не мог предвидеть размера катастрофы. Паулюс получил

Гитлер и Манштейн

команду продолжать штурм Сталинграда, а на прорыв кольца были брошены танковые группировки генералов Германа Гота и Эриха фон Манштейна – операция носила названия «Зимняя гроза» и «Удар грома» и началась она 12 декабря. Однако столь громкие названия не помогли – танковые клинья увязли, не дойдя полусотни километров до окруженных. Причиной стал следующий этап советского наступления – в сторону Ростова-на-Дону. Если бы задача-максимум была выполнена, в «котле» оказались бы и войска, рвавшиеся к бакинской нефти, что сделало бы для Германии катастрофу еще более страшной. Советское наступление было остановлено ударом во фланг танковыми дивизиями Манштейна, однако и о вызволении из окружения группировки Паулюса речи уже не шло. 22 декабря Гитлер приказал операцию прекратить. С Северного Кавказа спешно отводились войска, еще вчера рвавшиеся к Каспию и установившие флаг со свастикой на вершине седого Эльбруса. Окруженные теперь были попросту обречены.

И вновь цифры и факты. Пунктуальные немцы 8 декабря скрупулезно определили паек для попавших в окружение войск. Список подробно перечислял причитающееся солдату довольствие: 200 граммов хлеба, 120 граммов свежего мяса – и так вплоть до трех сигарет или одной сигары в сутки. Однако уже к 26-му запасы окруженных закончились. Обеспечение группировки всем необходимым было возложено на люфтваффе и лично на Геринга. Однако гитлеровская авиация уже не имела подавляющего преимущества в небе. Вмешивался и погодный фактор. В результате из 300 тонн грузов в «котел» попадало только 95! Причем, далеко не весь этот груз был столь уж необходим голодным и завшивевшим солдатам вермахта. На прорвавшихся в «котел» «юнкерсах» доставлялись подворотнички, кровельный толь; а как-то на двух «транспортниках» привезли четыре тонны майорана и перца! В результате уже 17 декабря появились первые доклады о смертях от голода. В землянках обозленные солдаты вешали фотографии Геринга с вырезанной из газеты фразой: «Со снабжением дела будут идти все лучше!». В доставляемых из «котла» письмах, осевших в закромах цензуры, сквозит полная безысходность. В них отчаявшиеся солдаты кощунствуют против Бога, освобождают от клятв любимых женщин, ругают Гитлера и генералов, рассказывают о счастье, которое испытывали, найдя замерзшую лошадь…

О военном и политическом значении Сталинградской битвы сказано и написано немало. Напомним о некоторых фактах буквально в нескольких словах. Всего в Сталинградской битве гитлеровцы и их союзники потеряли полтора миллиона человек – четвертую часть всего личного состава, воевавшего на Восточном фронте. В советском плену оказалось 108 тысяч военнослужащих, среди которых 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала. По немецким данным в 1956 году в Германию вернулось только 6 тысяч участников Сталинградской битвы. Непоправимый урон понесли люфтваффе – по официальным данным немецких историков было потеряно 495 самолетов (в частности, был уничтожен каждый второй транспортный самолет), убито или пропали без вести около 1000 летчиков и 7223 наземного персонала. По советским данным гитлеровцы потеряли до двух тысяч танков и три тысячи самолетов. Наши потери, опять же, по советским данным, составили 1,1 миллион человек, 4341 танк, 2769 самолетов. Впрочем, оговоримся сразу: скорее всего, реальные потери отличаются и от тех данных, и от других. Просто констатируем: потери были ужасающими с обеих сторон.

Что касается самого Сталинграда, то он являл собой сплошные руины. Из 600 тысяч человек, которые тут жили к лету 1942 года, погибли, были расстреляны гитлеровцами и угнаны в рабство более 110 тысяч (немецкие данные). Эвакуировано  на левый берег 120 тысяч (советские данные). В городе к моменту окончания сражения осталось около 30 тысяч мирных граждан. Подводит математика? Логика подсказывает, что число уцелевших сталинградцев примерно верно, число эвакуированных тоже – какой-никакой учет их велся, хотя бы по количеству сутодач и примерной вместимости  плавсредств. Следовательно, лукавят гитлеровские источники – более полумиллиона мирных людей стали жертвами этой бойни только в самом городе. Остается добавить, что от 42 тысяч домов в городе остались только фундаменты.

18 февраля в берлинском Спортпаласте состоялась встреча министра пропаганды Рейха Геббельса с общественностью. Именно там впервые прозвучало выражение «тотальная война». Речь Геббельса была встречена такой овацией, что министр записал в своем дневнике о восторге своих сограждан: «Вот он, час идиотов!». Получив такую поддержку народа, в  армию начинают призывать 15-летних мальчишек. В Германии закрываются рестораны, гостиницы, торговые и промышленные предприятия, на которых производятся предметы роскоши – все высвободившиеся руки направляются на оборонные предприятия или в маршевые роты. Это была еще не агония – только первые предвестники ее.

…Впереди еще была кровавая мясорубка под Курском. И все же именно от Сталинграда война покатилась на Запад.

Вечная слава вам, сталинградцы!