ВЫ ВОЮЙТЕ! МЫ ВАМ ПОДМОГНЕМ…
Сказать, что прибывшие на переговоры со Сталиным 28 сентября 1941 года представители глав Соединенных Штатов и Англии Уильям Гарриман и Уильям Бивербрук были удивлены, сказать мало. Они были прекрасно осведомлены о положении на фронте, о том, что гитлеровские войска стоят уже под стенами Москвы, о том, какие огромные потери понесла Красная армия… Сотрудники посольств их государств предсказывали скорое и неминуемое падение советской столицы.
А Сталин говорит о послевоенном мироустройстве, о том, что Германия должна будет возместить причиненный Советскому Союзу и другим странам материальный ущерб.
- Но сначала нужно выиграть войну! – напомнил Бивербрук.
- Немцев мы победим! – как о чем-то само собой разумеющемся сказал в ответ Сталин.
На следующий день началась конференция, по итогам которой 1 октября был подписан протокол о ленд-лизе. Согласно ему США и Англия брали на себя обязательство поставлять в СССР военную технику и оказывать другую помощь. В частности, союзники обещали передать Советскому Союзу 900 бомбардировщиков, 900 истребителей, 152 зенитных пушки с боеприпасами. Взамен мы обязаны были поставлять союзникам крупные партии стратегического сырья.
Если говорить объективно, дружескими условия протокола назвать трудно. Военное имущество передавалось советской стороне «во временное пользование» (само словосочетание «ленд-лиз» переводится как «давать в долг»). Что же касается сырья, то значительная часть добывающих регионов была оккупирована вермахтом, а потому на разведку и разработку новых месторождений приходилось отвлекать немало сил и средств, столь необходимых фронту.
Впрочем, это еще полбеды. Главное заключалось в том, что американская и английская стороны пытались из тяжелого положения Советского Союза извлечь максимум пользы для себя. В частности, они требовали предоставить им полные данные об экономическом и оборонном потенциале страны. Конечно же, это было неприемлемое требование. Комментируя переговоры, американцы отметили, что в то время, как до немецких позиций оставалось всего 30 миль, Сталин «проявил себя как жесткий партнер по переговорам».
Конечно же, как опытный политик, Сталин блефовал.
- Если союзники и не окажут нам помощи, все равно мы готовы вести войну до победного конца, – обронил он на встрече с представителями союзников.
Готовы-то готовы, но факт, что без помощи извне Советскому Союзу пришлось бы значительно труднее, не вызывает сомнения. С другой стороны, две самые тяжелые битвы – под Москвой и под Сталинградом – Красная армия выиграла еще в то время, когда поставки в Советский Союз еще не приобрели такого размаха, чтобы оказывать сколь-нибудь серьезное влияние на положение на фронтах.
Как бы то ни было, помощь от союзников поступала, и помощь немалая. Замалчивать ее было бы несправедливо. Хотя и преувеличивать ее роль в Победе не стоит.
…Общеизвестно, что нередко подписание важных межгосударственных документов лишь закрепляют официально сложившиеся ранее реальные взаимоотношения. Так было и теперь. Документ был подписан 1 октября. Но не будь заранее достигнутых договоренностей, механизм исполнения его не мог бы быть запущен столь быстро. Уже с 4 октября в Ваенгу, что на Кольском полуострове, начали прибывать английские самолеты-истребители с экипажами и группой обеспечения – для обеспечения безопасности конвоев с воздуха (всего прибыло 39 самолетов и 556 военнослужащих). А 11 октября в Архангельск прибыл первый английский конвой PQ-1 в составе девяти транспортов и шести кораблей охраны. Эзоп в свое время подметил, что одна ласточка весны делает. Между тем именно этот первый конвой стал предвестником караванов с военными грузами, которые потянулись в Советский Союз.
Основной поток грузов шел морем – через Северную Атлантику, Ледовитый океан в Мурманск, Архангельск, Кандалакшу… Для координации действий сторон в Архангельске все в том же октябре 41-го была создана английская военно-морская миссия. Поначалу в состав миссии входило 8 человек и возглавлял ее руководитель русского отдела морской разведки Великобритании капитан Вайберд. Правда, его скоро выдворили за шпионскую деятельность. Вообще англичане, как, впрочем, и американцы, широко использовали открывшиеся возможности контактов с советскими гражданами для сбора разведывательной информации. Это характерно не только для Российского Севера. Для подтверждения этого факта достаточно назвать всего два документа, перехваченных советской контрразведкой. Летом 1943 года в руки сотрудникам НКВД попала копия доклада, направленного помощником американского военно-морского атташе в Мурманске Франкелем своему начальнику адмиралу Дункану. Доклад был наиподробнейший: состав Северного флота, ттх кораблей, гидрографические условия, особенности климата, система минных заграждений… А осенью 1944 года для американского военно-морского атташе был подготовлен обширнейший документ о составе всех флотов Советского Союза.
Впрочем, это так, к слову. Будем объективны. Если есть возможность, разведкой занимается любая страна. И не будем бросать камни в союзников. Вернемся к военным поставкам.
Конвои с грузами стали приходить регулярно. В секрете держать это было невозможно – немецкий флот начал охоту на них. Так, 13 сентября 1942 года гитлеровская авиация обнаружила печально известный PQ-18 – самый большой к тому времени охраняемый караван союзников. В течение нескольких суток конвой подвергался атакам – с неба, с моря, из-под воды… В результате сражения были уничтожены 13 кораблей конвоя, погибли тысячи моряков. Вечная им память, этим людям, упокоившимся на дне студеного океана ради того, чтобы нам легче было воевать с фашизмом! Гитлеровцы потеряли три подводные лодки и 20 самолетов.
Однако постепенно союзники наработали опыт противодействия подобным нападениям. Достаточно сказать, что только в феврале-мае 1943 года гитлеровский флот потерял 69 подводных лодок, пытавшихся атаковать конвои. В результате командующий ВМФ Германии гросс-адмирал Карл Дёниц 24 мая приказал прекратить нападения на охраняемые группы кораблей союзников. По сути, это было признанием поражения.
Через северные порты Советский Союз получал танки, артиллерийские системы, боеприпасы, автомобили… Заслуживает внимания такой факт. За годы войны советская промышленность резко увеличила выпуск собственно военной продукции – танков, самолетов, артиллерийских орудий, минометов… Так что на фронтах преобладало советское вооружение. Что же касается автомобилей, картина рисуется иная. Отечественные автозаводы выпустили в этот период 205 тысяч машин, 150 тысяч из которых были направлены на фронт. В то время как от союзников поступило почти 480 тысяч автомобилей, 152 тысячи из которых составляли «Студебеккеры».
Обеспечению безопасности конвоев уделялось большое внимание. Корабли охранения, морская авиация – это понятно. Однако только они не могли решить весь комплекс связанных с решением этой задачи проблем. Скажем, проведение конвоев через льды обеспечивали ледоколы. Американцы помогли переоборудовать два из них, «Северный ветер» и «Северный полюс», обеспечив современными для того времени дизель-электрическими энергетическими установками. Ответственным за морские перевозки в Арктике был Герой Советского Союза Михаил Белоусов, перед самой войной совершивший казалось бы немыслимое: за одну навигацию дважды проведший ледокол («И. Сталин», впоследствии переименованный в «Сибирь») по Северному морскому пути на Чукотку и обратно. Штаб арктических операций Севморпути в годы войны возглавлял опытнейший полярник Герой Советского Союза Константин Бадигин, лично руководивший ледовыми операциями в районе Белого моря. Он же занимался переброской поступающих по ленд-лизу грузов на Дальний Восток.
Были и другие пути поступления помощи от союзников. В первую очередь это касается авиации.
На совещании, с которого началась публикация, американский представитель сразу предложил перегонять самолеты из США через Аляску и Сибирь. Сталин не возражал, высказался только о необходимости тщательно изучить весь комплекс могущих возникнуть при выполнении задач проблем.
Эта перегоночная трасса начала работать уже спустя год после того разговора – в ноябре 1942 года. Проект получил наименование АЛСИБ – Аляска-Сибирь. Руководил приемкой полковник Мачин. Начальный пункт маршрута находился на авиабазе Фербенкс. Всего через эту базу в Советский Союз было переправлено (по свидетельству одного из приемщиков, Евгения Радоминова) 8 тысяч самолетов. Не обошлось здесь без трагедии – во время одного из испытательных полетов разбился самолет В-25, на борту которого, вместе с американским экипажем, находился советский майор Борис Кисельников. Условия, в которых проходил перегон, были очень сложными. Прежде всего, сказывалось то, что трасса проходила по мало освоенным маршрутам. А кроме того, была зима, причем, сибирская, и стояли лютые морозы.
Впрочем, значительно раньше, в марте 42-го, начало действовать южное направление поставок самолетов в Советский Союз. Для этого в (ныне) иракском порту Басра был построен авиасборочный завод, на который морем доставлялись размонтированные самолеты. Здесь их собирали и передавали советским военным специалистам. Здесь природа подносила другие сюрпризы – жуткую жару и горы. Днем солнце жарило так нестерпимо, что работать было просто невозможно. Но фронту позарез нужны были самолеты, а потому партия за партией «Аэрокобры», «Дугласы» и другие машины перелетали в советский Кировабад и оттуда – в войска. Здесь также не обошлось без трагедии – разбился самолет, в котором с экипажем находился начальник базы полковник Муравьев.
Постепенно методы доставки военных грузов в СССР были отработаны. Вот еще один пример. С базы Элисабет (штат Северная Каролина) на авиабазу Ваенга под Мурманском своим ходом перегнали 48 летающих лодок PBN-1 «Каталина» (проект «Зибра»). Это произошло в мае 1944 года. Советские экипажи заблаговременно прибыли в США и всесторонне изучили свои машины. По возвращении авиаторы с благодарностью говорили о том, насколько благожелательно отнеслись к ним американские инструкторы. Перелет проходил в очень тяжелых погодных условиях. Это и послужило причиной трагедии – при перелете один из гидросамолетов разбился, весь экипаж погиб.
О том, насколько актуальна для Красной армии и для страны в целом была эта помощь, выше говорилось на примере автомобилей. О получаемых из-за моря танках фронтовики отзывались не слишком лестно – они практически по всем показателям уступали нашим, хотя, конечно, спасибо союзникам и за них.
А вот самолеты… Тут им низкий поклон. Крылатые машины, поступавшие по ленд-лизу, были вполне на уровне требований войны. Скажем, один из лучших советских асов, Александр Покрышкин, сбивший 59 вражеских самолетов, большую часть воздушных побед одержал, летая Р-39 «Аэрокобра». Первый в Советском Союзе летчик-истребитель, удостоенный звания дважды Героя Советского Союза, Борис Сафонов летал сначала на английском, а потом на американском самолетах. И этот список можно продолжать.
…Все дальше уходит от нас Вторая мировая война. За семь десятилетий взаимоотношения между союзниками той поры изменялись неоднократно. И все же обстоятельство, что в те годы мы вместе боролись против общечеловеческого врага, против гитлеризма, забывать нельзя. Открытия второго фронта нам пришлось ждать еще долго. Но и за ленд-лиз спасибо! За самолеты, за автомобили, даже за тушенку – спасибо!
К записи "1941: Ленд-лиз" пока нет комментариев