Республика Марий-Эл: записки гостя.

Сергей ЧАВАЙН

Итак, довелось мне побывать в Республике Марий-Эл. Поездка получилась интересной и насыщенной. О своих впечатлениях расскажу позднее.

А пока – коротко о том, кто такой Сергей Чавайн, на 125-летие которого Министерство культуры, печати о по делам национальностей Республики Марий-Эл собрало столько гостей.

Вот какую справку я нашёл об этом человеке в интернете.

Сергей Григорьевич Чавайн (настоящая его фамилия Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.). Отец его – Григорий Михайлов – был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта – Татьяна Анисимовна – была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удиви-тельному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.

Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.

2 декабря 1905 года он написал стихотворение “Роща”, проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии. Вскоре молодой поэт написал другие стихотворения, насыщенные духом социального протеста, полные пафоса любви к родному народу (“Смело, друзья”, “Жена бедняка”, “Колыбельная”, “Весною в поле”, “Березка” и т. д.). Увлеченно переводил произведения русской мировой классики.

В 1908 году отдельным изданием вышел его сборник рассказов и стихотворных баллад “Из прошлого народа мари”, где автор отобразил события присоединения Марийского края к Русскому государству. В годы, предшествовавшие революции, Чавайн предстал перед марийскими читателями как страстный гуманист и неутомимый поборник просвещения, стойкий защитник угнетенных. Писателя, жившего свободолюбивыми, гуманистическими настроениями, начали преследовать царские власти. Желая избавиться от полицейского надзора, Чавайн в 1915 году уехал в Казахстан, к Аральскому морю. Там он стал работать учителем местной железнодорожной школы.

Октябрьскую революцию Сергей Чавайн встретил с большой радостью, ей он посвятил свои стихотворения-раздумья “Свободное утро”, “Время расцвета”. Он активно участвовал в общественной жизни Туркестанской Советской Республики, на территории которой оказался теперь город Аральск.

Осенью 1919 года Чавайн возвращается в родной край. Сначала он работает литературным сотрудником марийской газеты “Йошкар кече”, потом становится ее редактором.

С 1923 года Сергей Чавайн работал в школе. В 1927 году он вновь вернулся к деятельности журналиста и литературного редактора. Сергей Чавайн в 1934 году одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. В годы создания последних творений он возглавлял литературную часть Марийского государственного театра.

В 1937 году Сергей Чавайн был арестован, 10 ноября приговорен к расстрелу и расстрелян 11 ноября вместе с марийским поэтом Николаем Мухиным. Указанная в некоторых источниках дата смерти – 1942 год не соответствует действительности. Она лишь следствие секретного указания №108сс. Сотрудники КГБ с ведома высших партийных инстанций и прокуратуры СССР в период с 1955 по 1963 годы на запросы родственников, учреждений и организаций о судьбе лиц, осужденных по решениям несудебных органов (троек, коллегий и др.), сообщали, что такой-то, к примеру, “умер в местах лишения свободы от воспаления легких в 1942 году”. А на самом деле человека казнили в 1937-м. Загсы регистрировали смерть, указывая ту же вымышленную дату…

Вот в честь 125-летнего юбилея этого человека в республике и состоялись торжества.

В сельском поселении Морки у памятника Чавайна состоялось возложение цветов.

Остаётся добавить, что в селе Чавайнур гости литературного праздника посетили дом, в котором проживал Сергей Чавайн.

И в этой самой печи для него пекли вот такие же блины.