«ОРЁЛ ДЕВЯТОГО ЛЕГИОНА»:

А ещё говорят, что орлы мух не ловят…

Американское кино не люблю. Есть, конечно, и у Голливуда удачи, не без этого, но в целом – не люблю. Одна из причин этого – из-за предсказуемости, даже шаблонности финала.

Вот зацепился взглядом за фильм «Орёл Девятого легиона», который дважды подряд показали по нашему ТВ. И знаете, в какой-то момент показалось, что вот оно – настоящее, хорошее, удачное американское кино! Такое ощущение не оставляло до того, как дело дошло до развязки. А там началось уже десятки и десятки раз виденное, это как изжёванная резинка – одна аморфная бесформенность, и возмущённый желудок (в случае с кино – мозг) бурчит: мол, а вкусненькое где?..

Суть фильма – в нескольких словах. Британия под владычеством Рима. Завоеватели насаждают свои порядки, почитая их единственно правильными, относя местных жителей к дикарям, достойным быть либо убитыми, либо рабами. И только на Севере островов остаются непокорённые племена бриттов (в фильме они носят другие названия, но я обобщённо стану именовать их так).

У главного героя отец некогда отправился в составе Девятого легиона на Север, покорять новые земли, где и сгинул со всем войском без следа, а знак легиона, изображение орла, пропал. Потеря Орла – позор для легиона. Откровенно говоря, считаю, что тут авторы фильма немного перемудрили – в конце концов, если весь легион погиб, то в чём позор? Ну да ладно, сюжет есть сюжет, и он диктует свои правила.

Так вот, главный герой решает отправиться в земли варваров и отыскать утерянную отцовским легионом реликвию. Он берёт с собой спасённого от смерти раба, и отправляется в земли, из которых не возвращался ещё ни один римлянин.

Вот тут начинается самый сильный, самый удачный фрагмент фильма. Два человека, два представителя разных цивилизаций, два мира, два мировоззрения оказываются вдвоём, наедине. Римлянин высокомерен, разделяя весь мир на свою цивилизацию – и на остальных варваров. А бритт отвечает, что это его земля, что римляне пришли покорять и убивать, что его земляки имеют право на сопротивление…

На мой взгляд, этот психологический разлом между ними можно и нужно бы показать убедительнее, ну да ладно.

И тут они попадают в руки к воинственным аборигенам, один к одному похожим на североамериканских индейцев, ирокезов, например. Теперь уже бритт оказывается гостем и господином, а гордый римлянин – рабом. Забавно, но теперь его называют дикарём, как раньше он именовал дикарями варваров.

Ну а дальше начинается американский сахарный сиропчик, который ничего кроме досады и раздражения не вызывает. Прибывший с римлянином бритт уже успел пропитаться римскими общечеловеческими ценностями, предаёт своих земляков, которые настолько гостеприимно приняли его, помог своему господину выкрасть Орла, убив при этом вождя племени… Потом им на помощь пришли из тумана старики погибшего легиона, которые, как оказалось, прекрасно прижились среди местных жителей… Они перебили преследовавших их бриттов… И вернулись на оккупированную Римом территорию, вернув утраченную святыню. В общем, последняя треть фильма – нагромождение штампов, сомнительных с моральной точки зрения поступков героев,  непонятных сентенций…

Вот середина фильма – хороша! Сколько вопросов – моральных, этических, философских – здесь поднимается! Ответов мало, похоже, авторы и сами не имеют по ним своей точки зрения, но хоть вопросы ставятся, хоть подталкивают зрителя к тому, чтобы задуматься.

Тебя спас враг – имеешь ли ты право предавать и убивать соплеменников ради спасения своего спасителя? И вообще, можно ли предавать свой народ, если ты считаешь, что ценности другого народа более близки тебе? Спасти друга – это святое, а вот помочь ему украсть реликвию у своего народа, убивая при этом защитников реликвии – как быть с этим? Когда бритт-раб рассказывает о смерти своей матери (её убил муж, чтобы она не попала в руки римским легионерам, которые бы её непременно изнасиловали), я ему верю; но когда он идёт убивать своих ради легионера, такого же, как и те, из-за которых убита мать, поступок необъясним.

Целый блок вопросов остаётся по поводу того, что легионеры бросили в бою погибавшего командира и разбрелись по округе, осев на землях, которые пришли покорять… Право, есть моменты в фильме, когда философия «диких» бриттов в отношение предателей представляется более последовательной, чем у «цивилизованных» римлян.

Короче говоря, на мой взгляд, авторы фильма взялись за интересную в философском плане тему. Однако не вытянули её. Широко расправивший поначалу крылья «Орёл Девятого легиона» потом скис, утратив всю свою первоначальную могучесть. А жаль – потенциал был неплох.