Опубликовано по просьбе друзей

Березко Владимир Эдуардович, член Союза писателей России

Литература и политика – есть ли будущее у такого союза?

Признаюсь, что с огромным интересом и удовольствием прочел статью Анны Гранатовой под названием «Есть ли будущее у Литинститута?».

Предыстория событий очевидна и ее вряд ли стоит затрагивать в отклике на статью. Тем более, что этой теме уделили весьма серьезное внимание средства массовой информации.

Но вот что по-настоящему осталось за кадром, за пределами газетных и журнальных полос – это попытка осмыслить философско-фундаментальные аспекты бытия общества и государства. Подавляющая часть публикаций, посвященная судьбе Литературного института, носит практико-инструментальный характер, не затрагивая фундаментальных вопросов, без осмысления которых невозможно и осмысленно ответить на вопрос – зачем такой вуз нужен России? И нужен ли вообще?

И очень отрадно, что автор статьи поднимает эти проблемы в своем выступлении на сайте МСПС. Действительно, «совместимы ли политика и литература?» – задается Анна вопросом, ответ на который поистине имеет фундаментальное значение для любого общества. А не только советского или постсоветского…

Конечно, в советское время литература пользовалась исключительным вниманием и заботой государства. И как справедливо отмечает автор, Литературный институт был создан исходя из политических соображений. Неоднократно приходилось слышать от специалистов, что литература в советское время фактически заменила собой религию. Но если после указанного времени власть стала меньше интересоваться судьбой литературы и писательского цеха, то не следует сразу же делать опрометчивый и поспешный вывод, что литература теперь не нужна обществу и, в конечном счете, государству (конечно, если понимать его как триединство территории, населения и власти, орудие социальной гармонии, а не сводить к банальному отождествлению его с государственным аппаратом).

Признаться, когда я читал статью Анны Гранатовой, то не раз вспоминал слова блестящего русского философа Ивана Александровича Ильина: «Каждый из нас есть то, что он читает»[1]. И, если продолжить мысль, каждое общество есть то, что оно читает. С этим тезисом можно и не соглашаться, но менее верным от этого он не станет. По этому поводу в разное время высказывались самые разные представители писательского цеха, ученые и, что называется, лица заинтересованные.

Анна Гранатова подчеркивает, что забота о литературе – удовольствие совсем недешевое, но экономить – это значит экономить на фундаменте при постройке общественного здания.

Иногда приходится слышать вопрос, сформулированный словно в эпоху чистого капитализма (или «дикого» рынка): «А что дает литература обществу? Что и сколько?». Здесь уместно еще раз подчеркнуть – обществу, всем нам.

На конкретный вопрос можно дать не менее конкретный ответ – литература потому и является фундаментом, что в специфической форме отражает основные идеи, присущие обществу. Но не только отражает, а и активно воздействует на эти идеи, меняет их, меняет духовную парадигму общественного бытия (здесь, пожалуй, не стоит искать аналогии с единой государственно-правовой идеологией эпохи авторитаризма). А если меняется парадигма, то меняется и общество, меняется универсальный элемент общества – человек. Он меняется потому, что становится иной его система ценностей, в широком смысле – вера.

Весьма показательно и мудро по этому поводу в свое время высказался Иван Ильин: «Вера указует человеку его жизненный путь; она определяет его отношение к себе, к людям, к природе и ко всему священному в жизни человека. И потому совсем не безразлично, верит ли человек в пошлое, разъединяющее, уродливое и погрязает вследствие этого в животности и злобе, или он верует в духовно-значительное, соединяющее и прекрасное и вследствие этого парит наподобие ангела в благом и мудром служении»[2].

И добавить к этому можно только одно – эту веру дает людям именно литература (как род искусства[3]) во всем многообразии ее форм и жанров. При этом она может выступать как источником созидательных тенденций, так и заключать в себе разрушительные импульсы для жизни общества. Просто потому, что она, как выразилась Анна Гранатова – фундамент общественного бытия.


[1] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2006. С. 581.

[2] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. С. 138.

[3] Здесь хотелось бы подчеркнуть, что говоря о литературе, автор не мыслит ее вне связи с другими видами искусства – театром, кинематографом, музыкой, архитектурой и т.д.