Опубликовано по просьбе друзей

Анна ГРАНАТОВА

РОССИЯ: С ВОСТОКОМ ИЛИ С И ЗАПАДОМ?

Евгений Полуэктов: “История не должна становиться шлагбаумом”.

Известное блоковское представление о русском народе, как наследнике скифских традиций, цитирую, “мы, как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас, монголов и Европы!”, вновь пришло на ум. Россия в очередной раз переосмысливает свою геополитическую миссию. Перед нами встает знакомая дилемма, какой путь развития России ближе, и идти ли нам вместе с Востоком, или же идти вместе с Западом?

В пользу и той и другой стратегии есть свои аргументы. Мы – наследники Византийской культуры, то есть, восточной ветви христианства. Однако, наша художественная литература, а книги, это язык мышления нации, пришла к нам  из Европы, то есть, с запада. Мы взяли на вооружение западные образцы промышленности и науки. С другой стороны, именно Запад – наш геополитический противник! Именно с ним мы воевали в средневековье и именно ему мы противостояли в “холодную войну”.  Впрочем, это еще не означает, что нас “ждут” на Востоке! Китай и Япония – вполне самостоятельные державы и в нашей помощи в борьбе против тех же Соединенных Штатов они не нуждаются! Куда ж нам плыть?

О том, какой должна быть геополитическая стратегия России в борьбе за свое будущее, в эксклюзивной беседе рассказывает известный военный аналитик, политолог Евгений Полуэктов. Его мнение парадоксально и неожиданно; “дилеммы быть ли России с Востоком или с западом просто не существует!“, – утверждает Евгений Николаевич.

Предоставим ему слово для обоснования своей парадоксальной  позиции.

Восточная религия?

Россия – это уникальное государство, которое существует между Востоком и Западом в качестве самостоятельной цивилизации. Это очевидно хотя бы чисто географически, учитывая нашу большую территорию. Бессмысленно ставить вопрос так, куда идти России? Идти ли ей на Запад или же идти ей на Восток. Ей идти никуда не надо! Она имеет свое место и географически и цивилизационно. И я полагаю, что такой дилеммы просто не существует, Россия должна развиваться в той конфигурации, в которой она исторически существует. И в том культурном и религиозном поле, в котором она создавалась. Чисто географически, 45% у нас территории на западе страны, но там проживает 75% населения. Соответственно, 55% территории у нас на востоке, но там проживает только 25% населения. И вся наша культура основана на христианской религии и на ее основных постулатах, а это – Восток. В этом смысле мы продвигали тысячу лет христианство на Восток. Православие – это восточная ветвь христианства, нравится нам это или же нет, но это историческая правда. Всю свою этику и византийскую доктрину мы восприняли у Византии.

Западная культура? Западный генотип?

Отталкиваясь от того, что вся наша литература и поэзия, и вся наша музыка и живопись на 90% – европейская, и от этого мы никуда не денемся, и литературные жанры романа, новеллы, повести пришли к нам с Запада. Кроме того, то, что мы генетически связаны с европейцами, – это факт. И раз уж я коснулся генетики. то есть такой момент. Утверждение о том, что мы гораздо ближе к татарам или монголам или еще какой-то восточной нации, это совершенно некорректное, хотя и распространенное утверждение. Почитайте, хотя бы за последний год, аналитические материалы генетики, сейчас даже такая новая отрасль появилась, – генетическая история, эта отрасль науки рождается у нас на глазах! И вот тут какие данные есть. Проведен в масштабах всей России анализ всего генофонда, и там установлено, что если брать наших ближайших генетических родственников, то это поляки. Вторые генетические родственники на кровное с нами родство, это белорусы. Третьи наши родственники по крови- украинцы. Четвертые- сербы. И так далее. Вы удивитесь, но лишь на седьмом месте появляются киргизы, то есть, юго- восточная нация.  А что касается татар, то хотя мы уже 400 лет с ними живем бок о бок, но несмотря на это, у нас с ними генетического родства почти никакого нет. Примеси татарской крови в русском человеке, хотим мы того или же не хотим, но этой примеси вы почти не найдете. И прав был Антон Павлович Чехов, сказавший, что “сколько не скреби, а татарина в русском не набрать”.

Итак, генетически- мы европейцы.

И культурно мы тоже европейцы, поскольку литературно, мы тоже по-европейски мыслим. Вся русская литература, начиная с времен Петра Первого попала под очень сильное влияние Франции и Англии.

Деньги и войны приходят с запада?

Экономически, мы, конечно же, европейцы, если говорить о деньгах в чистом виде А то, что Китай завалил сейчас весь мир своей продукций- другой разговор. Все наши финансовые поступления сейчас идут с Запада. Оттуда идут в бюджет наши инвестиции, оттуда идут платежи за ресурсы, оттуда идут платежи за металлы и за химическую продукцию. На 97% инвестиции идут из Германии, Голландии, то есть, из европейских стран. И также из оффшорных зон, находящихся на территории Европы. И отказаться от этого факта мы не можем. Госбюджет пополняется на 75% за счет нашей торговли с Западом.

Теперь, что касается культурной, исторической, и тому подобной совместимости. Естественно, мы имели нашествие и с Востока и с Запада и с Юга. И вот только с севера не было попыток нас завоевать, но там – Арктика. Все время обвинять Запад в том, что он всегда хотел съесть Россию, наверно, не правильно. Западные страны воевали друг с другом гораздо больше, чем с нами. И это – нормальный исторический процесс, в ходе которого идет освоение территорий, идет борьба за влияние, за ресурсы…

Конечно мы прекрасно помним, откуда шли мировые войны. но они не шли целенаправленно против нас. И первая и вторая мировые войны начинались не с России. А то, что острие войны повернулось в итоге против нас, то это уже нюансы исторического процесса. Гитлер начинал войну против Польши, потом против Англии, против Франции, и уж потом он решился идти на Россию.

История не должна быть для нас шлагбаумом.

Я – не сторонник теории мирового заговора, на мой взгляд, это вообще не серьезно. Поэтому обвинять Запад в том, что он планомерно пытается из века в век нас изничтожить, я полагаю, что это не верно. Можно, конечно, вспомнить Тевтонский и Ливонский рыцарские ордена. Но Тевтонский орден – отнюдь не огромная организация, и она шла в завоевательные походы максимум численностью в 10 тысяч человек. На самом деле любой орден, военный, рыцарский, очень немногочисленный. Это надо помнить. И то что у нас была с немецкими рыцарями знаковая битва на льду Чудского озера, – да она была знаковой, потому что мы отстояли северные города, стратегически важные пункты. Но если мы будем говорить о численности войск в этой самой знаковой и переломной битве, то эта битва на Чудском озере не идет ни в какое сравнение с той же Куликовской битвой, это получится всего 15% участников в сравнении с войсками на Куликовом поле, а это была Золотая  Орда, это была битва с Востоком! И потому говорить о том, что у нас военная угроза идет именно с Запада – неправомочно.

Уважительное отношение к исламу.

С другой стороны, мы не можем отрицать то. что в нашем государстве, рядом с нами существуют многочисленные тюркские народы. Эти тюркские племена издревна присутствовали на географическом пространстве Российской Федерации. Возьмем, скажем татар, это второй по численности народ, который проживал на нашей территории, мы уже 400 лет вместе, мы заимствовали друг у друга многие элементы культуры. Я могу еще напомнить, что Борис Годунов был татарином про крови. Но еще интереснее, что и писатель Иван Тургенев был татарином по крови, и историк Николай Карамзин был татарином по крови! И еще много можно найти примеров в нашей литературе и в поэзии, среди людей, которые имели восточную кровь! И это прекрасно! Так культуры взаимно обогащаются и создается новая культура и уникальная.

Если мы возьмем мусульман, то это совершенно не антагонистичные православию авторитеты. Ни в одной религии не обозначено, что противником и оппонентом является, православие или же мусульманство. А то что у нас были войны с Востоком, с Османской империей, то это исторический процесс. Государства стремятся к геополитической экспансии, и это не имеет никакого отношения к взаимоотношениям на человеческом уровне. Или же на уровне преодоления конфликта глобальных цивилизаций. Это нормальный исторический процесс.

Далее. Наши литературные классики. Пушкин. Толстой. Тургенев, Лермонтов в своих произведениях, ссылаясь на Коран, отзывались о Коране и исламской культуре чрезвычайно уважительно. И никакой этнической, религиозной подоплеки при этом не было. И точно так же никакой политики религиозной  нет и в современной литературе, ислам исключительно нужен литераторам как “художественный штрих” к описанию своего героя, так как ислам тесно связан с культурой восточных народов, и если повествование идет о Востоке в книге, то без этого просто не обойтись.

И еще. Насчет ордынской этики. Что такое “ордынская этика?”  Это этика шайки бандитов. Что такое Орда? Это группы кочевников, которые хлынули с Востока.  и захватили по пути массу нищего и бедного населения. Так они обогатились а потом продолжали грабить города. Те, кто соглашался платить дань, тех оставляли в живых, а тех, кто сопротивлялся- тех уничтожали. Так о какой этике можно говорить? Этика в основе своей – это уважение. Уважение к себе и уважение к окружающим. А ордынская этика- это бандитизм и грабеж, так что совершенно несерьезно говорить о какой-то великой ордынской этике и о ордынской империи, к которой мы якобы все имеем отношение.

Золотая Орда – это разовый  исторический феномен. Он появился, отработал свое в истории, и исчез. Второй Орды быть не может, поскольку Орда может вновь появиться лишь в том случае, если начнется дикое нашествие клановых племен на цивилизацию.

Страны восходящего солнца – с Россией?

Кроме того, у нас еще есть народности, которые исповедуют и третью мировую религию- буддизм. И буддизм тоже вносит свою лепту в общую культурную копилку. Если мы пойдем на Восток – то у нас есть великий сосед, Китай, а за Китаем есть не менее великая Япония. И мы сейчас с этими восточными соседями выходим на большие объемы товарооборота, с Китаем эта цифра  достигает 80 млрд. долларов в год.  И поэтому я считаю, что наша позиция должна быть не “или – или” а “и- и”, то есть, и с Востоком и с Западом. Надо торговать и с теми, и с другими, и культурный обмен тоже должен быть и с теми и с другими.

Нельзя рассуждать так, мол, раз мы когда-то воевали с теми или с иными народами, то мы сегодня теперь должны повернуть в противоположную сторону. Я слышал теорию о том, что мы должны быть тылом для Китая, в случае его конфликта с Западом или же с Соединенными Штатами. Я лично считаю, что мы должны быть тылом для всех. Страна должна помогать и тем и другим, а лучше всего помогать нашим соседям избегать конфликта. Вот сейчас назревает ситуация конфликта с Японией из-за островов, и возникает вопрос, где нам выгоднее оказаться, на какую сторону нам лучше перейти? Нам лучше всего если не будет конфликта и мы сохраним нормальные отношения – дипломатические, мирные.

Есть антитеза дихотомии, Восток или Запад. У нас есть еще Север или Юг. И на юге, свое культурное поле, там языковые контакты. Там 200- 300 лет истории, там опять- таки мы сотрудничаем в рамках организации с центрально-азиатскими республиками и с Китаем. Вот и замечательно. Про север я не буду говорить, но там наши интересы не менее важные чем на севере или на востоке.

Теперь еще такой момент. Циклическое время. Это продукт китайской истории и китайской культуры.  У них это есть, и это очень хорошо. Но мы-то всю жизнь пользуемся линейным временем! И какой же нам реальный выигрыш даст переход на китайское циклическое время? Никакого! У нас европейское линейное время. А циклическое время в нашей культуре никак не оформлено концептуально и технически тоже никак не изложено. Да, может быть и такое видение исторического процесса, как циклы. Историю можно делить на линейные процессы, а можно и на циклические, кому как что больше нравится. Но в действительности история строго говоря и не линейный и не циклический процесс. История – это поле, где разные процессы одновременно идут в самых разных направлениях. Поэтому ни те, кто говорят о линейности истории, ни те, кто убежден в ее цикличности, в действительности далеки от истины, и ничего друг другу они не докажут.

Русский проект?

Теперь то, что касается противопоставления шахматной игры З.Бжезинского карточной игре в бридж. Это подход из той же категории. Есть теория игр. Любая игра – это перебор вероятностей. Так вот, любая игра- это набор вероятностей. Это и лежит в основе теории игр, а сейчас она еще дополняется и теорией возможностей. Какие там шахматы и карты, когда тут существуют иные причинно- следственные связи. И каждый результат служит следствием ранее принятых решений. И никуда от этого не деться. Кроме того, есть случайности, хаостические процессы. Они никем не предусматриваются, ни одним из игроков, но тем не менее случаются.  Поговорить об этом можно, но применить все это в политике почти нереально.

Что касается теперь русского проекта. Мы стонем, что мы гибнем, русский проект закрыт. Есть угроза со стороны Запада, давайте побежим прятаться на Восток. С какой стати мы должны куда-то бежать? У нас все есть. Есть ресурсы, есть культура, есть философия. Есть перспектива и есть образование. Есть промышленные ресурсы, Я уж не говорю о природных. Русский проект может меняться. Вот он и вырос при панславизме. Но когда была теория панславизма, это был один проект, Потом была теория социализма в одной стране, и это был уже другой проект. Потом был коммунизм и были еще новые другие проекты. Сейчас Россия вернулась на путь глобализации. Поскольку предыдущие русские проекты закончились. И виноват в этом, кстати говоря, не Запад, а мы сами. .

Поэтому надо трудиться и развивать свою собственную экономику, политику и этику, и не надеяться что придет какой-то варяг, и все это даст нам в готовом виде. С себя надо начинать. Все проблемы решать надо, начиная с себя. И руководствоваться при этом надо законом. Никакие партизаны лесные, или казаки донские сами по себе не решат политические проблемы. А надо начинать с себя в рамках закона. Я думаю, что русский проект не погиб, он просто медленно развивается. Нет никакой необходимости посыпать голову пеплом, лить слезы и заворачиваться в белые простыни. Надо спокойно работать, и энергично  развиваться, по всем векторам, –  запад и восток, север и юг. И быть при этом и с Востоком и с Западом.

***