Ветеранское движение

КОГДА ДУША ПОКОЯ НЕ ДАЁТ…

Николай СТАРОДЫМОВ

1. «Публичный человек» – объект для нападок

Человек мыслит образами. И только потом они облекаются в слова. И наоборот: когда мы слышим некое словосочетание, в нашем сознании тотчас возникает образ, а нередко и целый ассоциативный ряд.

Так вот, когда заходит речь о такой проблеме, как забота о ветеранах Афганистана и других локальных войн, лично у меня мгновенно включается ассоциация с Московской областью. Право, не так много в России регионов, где именно данной категории наших сограждан уделяется столько внимания – если вообще таковой найдётся.

Ни для кого не станет откровением факт, что результат любого дела в решающей степени зависит от того, кто персонально является его локомотивом. Так вот, подмосковным ветеранам откровенно повезло – во главе регионального отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство» стоит человек, который этому делу отдаётся всецело. Его имя широко известно в ветеранских кругах – Сергей Князев. Под стать себе Сергей Николаевич сформировал и команду – группу единомышленников, которые трудятся на общее дело.

Стоп! Чуть отвлечёмся.

Несколько лет назад Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» было реорганизовано в Всероссийскую общественную организацию ветеранов с тем же названием. Это явилось не тривиальной сменой вывески – вовсе нет. Одним из пунктов данного процесса стал переход на фиксированное членство. То есть раньше участником Движения автоматически считался каждый человек, прошедший «горячую» точку, а также члены его семьи. Теперь же человек должен в Организацию вступать персонально, с оформлением документов и получением членского билета.

Как и любое другое явление нашей действительности, такое положение дел имеет как плюсы, так и минусы. К несомненным плюсам такого положения дел можно отнести тот факт, что человек, вступая в ряды Организации, или игнорируя его, тем самым показывает, насколько он доверяет данной общественной структуре, насколько считает её «своей» в решении каких-либо проблем.

Так вот, по данному показателю Московская область является абсолютным лидером по стране – в 71 местном отделении и 140 первичных отделениях регионального отделения Организации «Боевое братство» здесь стоит на учёте 18,7 тысяч человек.

Ага, скажет какой-нибудь скептик, вот я автора и подловил! Губернатором Московской области является руководитель Организации «Боевое братство» Борис Громов, потому в данном регионе и успехи ветеранской структуры выше – вполне закономерно.

Что тут скажешь? Есть резон в этом утверждении, есть. Только вот ведь в чём закавыка! Сам по себе факт активности ветеранской организации – это хорошо или плохо? Высокий уровень заботы о положении инвалидов и семей павших – это благо или грех?.. Ответ очевиден. А отсюда и ответ скептику: если бы ветеранские структуры во всех регионах пользовались такой поддержкой со стороны властей, как в Подмосковье, число наших сограждан, которые входят в группу социально слабо защищённых, было бы куда меньшим!

Есть такое понятие – «публичный человек». Политические и общественные деятели подпадают под эту категорию. И чем выше на иерархической лестнице стоит тот или иной деятель, тем больше пристальных (пристрастных) взглядов на него устремлено. Добрые дела такого человека зачастую проходят мимо внимания общественности, либо быстро забываются, затмеваются тем потоком негатива, который низвергается на нас всеми видами СМИ. Любой начинающий журналист знает, что на рассказе о добрых делах имени себе не сделаешь – популярность изданию и автору приносит пресловутый «закон  пяти С»: секс, смерть, скандал, сенсация, спорт.

Таким образом, каждый человек, который становится на «тропу публичности», должен быть готов к тому, что его добрые дела вызовут лишь мимолётный интерес у узкой группы заинтересованных людей. Ну а число недоброжелателей у него будет множиться по мере продвижения вверх – при каждой допущенной ошибке, при вынужденном принятии непопулярного решения, в случае, если окажутся ущемлёнными интересы какой-то группы людей (или эта группа людей просто вообразит, что её интересы ущемлены).

В этих условиях в политику или общественную деятельность должны идти люди либо очень сильные, которые осознают, какие волны негатива их ожидают, либо люди равнодушные, которым плевать на толпу (она же пипл, электорат).

Так вот, Борис Громов и Сергей Князев – люди, назвать которых равнодушными не повернётся язык ни у одного недоброжелателя. Они люди сильные. И последовательные в проведении раз и навсегда избранной линии  в отношении ветеранов, инвалидов, членов семей павших.

2. Чем гордятся ветераны Подмосковья

В региональном отделении Организации «Боевое братство» Московской области прошло итоговое заседание Совета. С докладом выступил Сергей Князев. Состоялся обстоятельный разговор – как о достижениях ветеранского актива и ветеранского движения в целом, так и о недоработках.

Коротко пройдёмся по некоторым вопросам, о которых шла речь на заседании.

Одна из основных задач, которую повсеместно ставят перед собой ветеранские организации – увековечение памяти о павших товарищах. Московское областное отделение Организации «Боевое братство» – не исключение. За минувший год на территории области появилось семь новых памятников павшим землякам: в Домодедово, Подольске, Электроуглях, в н.п. Ашукино Пушкинского района (два), Большерогачёвском поселении Дмитровского и с.Сеньково Озёрского районов. Открыто десять мемориальных досок: пять в Истринском районе, а также в Балашихе, Черноголовке, Зарайске, Дубне, Монино. Таким образом, всего на территории области установлено 90 памятников и 283 мемориальные доски в память о воинах, павших в «горячих точках».

Кроме того, были приведены в порядок 56 воинских захоронений и памятников, организовано 120 различных мемориальных акций.

Непосредственно силами местных отделений оказана помощь нескольким ветеранам и инвалидам в обеспечении жильём и ремонте квартир. Организовано содействие в получении должного медицинского обслуживания более чем для семисот ветеранов.

Проявляют заботу активисты и о семьях павших. Так, при поддержке регионального отделения «Боевое братство» 17 детей погибших и ветеранов поступили в вузы, 46 человек трудоустроено.

Вообще о детях ветераны проявляют большую заботу. На территории Подмосковья в минувшем году организовано четыре летних оздоровительных лагеря, в которых побывали 379 детей, а одиннадцать ребят отдыхали на Азовском море. Семьи ветеранов в течение года получили 1671 льготный и бесплатный билет в театры Москвы.

…Пишу эти строки и ловлю себя на мысли, что уж очень всё сказанное выше напоминает отчёт-панегирик о мероприятии времён застоя. В самом деле, не всё ведь так замечательно на деле!

Вот спрашивается: должны ли заниматься решением этих вопросов общественные организации, если бы в стране действовали чёткие законы в отношение ветеранов и членов их семей, членов семей павших? Или иначе сформулируем: если военнослужащий отдал жизнь при защите интересов своей страны, то почему именно общественная организация должна предпринимать шаги, чтобы дети павшего смогли получить достойное образование?.. Я уж не говорю о вопросах, связанных с медицинским обеспечением ветеранов и инвалидов – это уж вовсе позор страны.

Да, на территории Московской области эти вопросы решаются – в значительной степени благодаря поддержке, которую оказывает ветеранам губернатор. Но ведь на вопрос можно взглянуть и под другим углом. Разве ж это дело, что забота о ветеранах, инвалидах и членах семей павших зависит от личности главы региона, от совести одного человека?.. Можно не отвечать – вопрос вновь из категории риторических.

Любое дело требует средств – для реализации самых священных задумок нужны самые банальные деньги. Денег в ветеранской казне  имелось негусто и в лучшие времена, а уж теперь, в период кризиса… Между тем, на территории Московской области действует закон, согласно которому предприниматели, выделяющие средства на благотворительность, получают льготы по налогообложению. Сергей Николаевич в своём докладе прямо указывает, что некоторые руководители районных отделений Организации слабо работают с местными предпринимателями в этом вопросе, что материальная помощь ветеранам с их стороны должна быть более существенна. В то же время следует подчеркнуть, что все названные выше памятники и мемориальные доски, открытые в области, созданы исключительно за счёт средств собранных местными отделениями. Что тут скажешь? Спасибо местным активистам, что сумели проторить тропки в кабинеты власть имущих, убедить их раскошелиться на благое дело!

В своём Послании Федеральному собранию Президент России Дмитрий Медведев упоминал о том, что в поддержке нуждается движение «поисковиков». Следует напомнить, что за минувший год в Москве прошло по меньшей мере два международных слёта (или сбора – не в названии суть) поисковых отрядов.

Право же, в этом деле Подмосковью есть чем гордиться. Данному направлению деятельности тут всегда уделялось самое пристальное внимание, даже во времена, когда власти косились на «поисковиков», едва не ставили их на одну доску с «чёрными копателями». Нынче в области действует 28 поисковых отрядов. В минувшем году они обнаружили останки 130 павших воинов Красной армии, причём 12 из них смогли идентифицировать. Вдуматься только: в бесконечно огромном списке «без вести пропавших» в результате труда этих энтузиастов на дюжину имён стало меньше. Низкий поклон этим ребятам!

3. Патриотическое воспитание – занятие конкретное

Как-то довелось мне услышать фразу, очень ёмкую, надо сказать:

«Ветеран не должен работать в бизнесе или охранником. Он должен работать ветераном».

На мой взгляд, сказано неплохо. Другое дело, что в нашей стране на ветеранскую пенсию не проживёшь, так что работать приходится всем. Однако имеется круг вопросов, которые непосредственно входят в сферу  деятельности ветеранов. Тут ветеран не имеет права полагаться ни на государство в целом, ни на местные власти в частности. Это – их дело, кровное!

Речь идёт о патриотическом воспитании молодёжи. И вообще о патриотической работе, которая за последние два десятилетия в стране здорово охромела, сбитая с ровного шага демагогическими разглагольствованиями фарисеев всех мастей по поводу абстрактных космополитических «общечеловеческих ценностей».

И здесь Московская область заслуживает того, чтобы о ней сказать доброе слово.

В первую очередь речь идёт о Богородском кладбище.

Вот ведь какой парадокс получается. Человек, который регулярно читает ветеранские СМИ, прекрасно знает, что это такое – Богородское кладбище. И увидев в очередной раз упоминание об этом святом подмосковном погосте, выскажется в том духе, что, мол, хватит воду в ступе толочь – об этом всем всё известно. Однако особенность современного информационного пространства такова, что оно напоминает своеобразные соты: у каждой ячейки имеется свой кружок потребителей, которые в соседние ячейки заглядывают очень редко. Когда два с половиной года назад мне пришлось уйти из аппарата Организации «Боевое братство», я просто поразился, насколько мало известно остальной части общества обо всём, что связано с ветеранским движением. И когда я рассказывал людям о том, что такое подмосковное Богородское кладбище, и какова его роль в новейшей истории России, наталкивался на полнейшее недоумение – люди, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на улице, понятия  не имеют, что в Подмосковье имеется место, где покоятся останки наших погибших в Первую чеченскую кампанию современников, которых не смогли идентифицировать лучшие профессионалы этого дела, и с которыми государство попросту не знало что делать.

Постановлением правительства открыт воинский участок на Богородском кладбище для этих ребят. Именно областное отделение Организации «Боевое братство» во главе с Сергеем Князевым взяло над ним шефство. Именно депутат Государственной думы Дмитрий Саблин принял его под свою опеку. И теперь ежегодно 25 сентября сюда приезжают со всей страны родители солдат, пропавших без вести во время Первой чеченской кампании.

В завершающемся году этому воинскому участку кладбища исполнилось десять лет – первый «круглый» юбилей. Ау, сограждане! Кто знает об этом?!. Нет ответа. Тишина… Между тем, благодаря Организации «Боевое братство», и в первую очередь её подмосковному отделению, сюда вновь приезжали «мамочки» – и вновь были слёзы, и слова благодарности, что хоть кто-то в родном Отечестве не забывает их сыночков… Обращены эти слёзы и слова благодарности Борису Громову, Дмитрию Саблину, Сергею Князеву и их товарищам – но никак не государству!.. И я просто не знаю, что к этому ещё добавить!

Проводят здесь и другие мероприятия патриотической направленности. Это, например, фестивали «Песни Боевого братства», которые также организуются  уже много лет. Это фестивали, смотры и конкурсы: поэтических произведений, фотографии, живописи… Это целый ряд спортивных турниров, посвящённых памяти ребят, павших в Афганистане и на Северном Кавказе. Большинство из них (если не все) проводятся в первую очередь благодаря хлопотам и заботам Бориса Громова, Дмитрия Саблина и Сергея Князева.

И ещё хочется отметить такой факт. За минувший год в области ветераны выпустили несколько книг и документальный фильм. Это поэтические сборники, книги Памяти, литературно-публицистические альманахи, брошюры, рассказывающие о деятельности Организации «Боевое братство».

4. Совесть как движитель добрых дел

Как-то довелось мне принять участие в разговоре, довольно характерном для нынешнего времени. Во время перерыва в одном из мероприятий, проходившем в Подмосковье, участники в курилке за что-то дружно ругали губернатора области. Немного послушав, я напомнил знакомому из Железнодорожного о том, насколько разгрузил дорожную обстановку мост под железной дорогой в Кучино. Приятель подтвердил, что это и в самом деле так. Тут кто-то кстати вспомнил о том, что у них в районе завершена телефонизация населения. Обсудили, насколько красиво стало Щёлково, как преобразился Пушкино… Заговорили о том, сколько спортивных объектов в области построено… И как-то вдруг стало ясно, что за последнее время в области сделано не так уж мало хорошего.

Я опять вмешался и напомнил о том, что члены семей погибших получают областное пособие…

- Ну, это ж по всей стране положено, – возразил один из собеседников.

Вот тут объединились все – дружно объяснили ему, что таких социальных выплат члены семей погибших не получают больше ни в одном регионе.

…К чему это отступление? Да всё к тому же: беда в том, что хорошее дело, совершённое политиком, мы слишком часто воспринимаем как должное, как непреложную данность. Добрые дела забываются мгновенно, а вот какие-то недостатки помнятся вечно!

Ведь если просто посмотреть на список дел, которые совершили Сергей Князев и его соратники – вроде как ничего особенного. Ну, организовали, ну, провели… Но только ведь ничто в нашей жизни просто так, само по себе не происходит. Каждое мероприятие нужно организовать, для его воплощения в жизнь требуется приложить усилия, найти средства на реализацию…

А ведь у каждого человека имеются свои заботы и проблемы, и у каждого семья… Вот и приходится всё личное отодвигать – и заниматься общественным, то есть делом, которое нужно не тебе, а другим.

Потому что так велит твоя совесть.

Патетично звучит? Наверное. Только как иначе объяснить, какая именно внутренняя пружина побуждает людей работать ради решения проблем других, я не знаю.

P.S. К слову, о совести. Накануне мероприятий на Богородском кладбище активисты Организации «Боевое братство» обратились за содействием к Министерству обороны. Полученный ответ наглядно демонстрирует отношение нынешнего оборонного ведомства к проблемам ветеранов. В письме сказано, что «экспертные возможности установления личности неопознанных тел военнослужащих… исчерпаны». Другими словами, идентификацией тел ребят, которые покоятся под плитами с надписью «Неизвестный солдат», больше никто заниматься не будет.  И второе. Министерство обороны отказалось оказать содействие в ремонте памятника на Богородском кладбище. Это – в письменном ответе. А на практике, в этом году впервые за десять лет от Министерства обороны на траурных мероприятиях на том же Богородском кладбище не было официального представителя.

И это – в год, который официально именуется Годом ветерана. И когда официально же объявлено, что реформа Министерства обороны близка к завершению…  Добавить к этому можно много чего, да только, наверное, и сказанного достаточно, без комментариев.

(2010 год)