КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Чем старше становишься, тем прошлое видится в более ярких цветах. Такова уж особенность человеческого мироощущения.
Так, сегодня те, кому «за 50», вполне искренне говорит о дружбе народов на территории СССР. И я говорю, и я не исключение. Но если попытаться вспомнить всё без яркого радужного наносного ностальгического ореола…
Правильнее всё же сказать, что в те времена основной доминантой являлось мирное сосуществование культур разных народов. А также существовала культура эклектическая, надэтническая, что ли… И я ни в коем случае не говорю, что это плохо. Как официально провозглашалось существование «новой исторической общности людей», что реально не отменяло национальностей, так и социалистическое искусство не в силах было подменить собой искусства национальные.
Предыдущий абзац, понятно, не претендует на роль открытия – просто в моём представлении ситуация рисуется именно так.
В том же Кизыл-Арвате регулярно проводились мероприятия, посвящённые дружбе народов. К нам в дивизию приезжали местные руководители партийных и советских органов, произносили с трибуны бодрые речи… Потом они уезжали – до следующего праздника.
Мы проводили совместные концерты. Правда, в основном на основе всё же европеизированной составляющей культуры. Местные башхи (исполнители народных песен) тоже выступали, однако… Как бы сказать. Дело в том, что туркменская национальная песня имеет свою специфику, непривычную для уха европейца. Мы не улавливали различия в песнях, исполнявшихся в традиционной манере. И не в силах оценить мастерство бахши. Потому, как правило, перед нами выступал один исполнитель с одной песней, а потом следовали номера на интернациональной основе.
В городе Кизыл-Арвате действовал историко-краеведческий музей. Но я знал буквально несколько сослуживцев, которые в нём побывали хоть один раз. В одной из местных школ действовала небольшая художественная выставка… И вряд ли туда водили наших школьников.
Впрочем, сказанное выше не является темой для моих записок. Это так, предварительная реплика.
Уже не раз я упоминал о том, что одно время командиром полка в Кизыл-Арвате служил знаменитый впоследствии писатель Владимир Васильевич Карпов. Когда я читал повести и рассказы о гарнизоне, имел возможность сравнить, насколько всё изменилось за промежуток времени между службой Владимира Васильевича и моей. И не в этом ли заключается одна из целей литературы?
Некоторое время мы в редакции нашей газеты «Красное знамя» работали вместе с Сергеем Дышевым. В 80-90-е годы Сергей написал и издал несколько очень хороших художественных и документальных книг. А потом ушёл на телевидение.
Опять же, в той же редакции мы некоторое время работали вместе с Сергеем Тютюнником, также очень даровитым прозаиком, который, на мой взгляд, так и не реализовался как писатель; не сомневаюсь, что он способен на большее. Нынче он живёт и трудится в Ростове-на-Дону.
Я уже писал, что судьба не только человека, но и воинского соединения во многом зависит от случая, от везения. 58-я Краснознамённая Рославльская дивизия в годы Великой Отечественной, как правило, оказывалась на второстепенных направлениях, и её боевой путь не получил достаточно широкую известность.
Этот пробел постарался восполнить председатель Совета ветеранов дивизии Юрий Альтшуль. Он написал книгу об одной операции, в которой принимала участие дивизия, – если не ошибаюсь, дело происходило под Юхновом. Наша газета “Красное знамя” публиковала отрывки из этой книги. Но завершил ли Альтшуль своё произведение, и было ли оно опубликовано, я не знаю.
К сожалению, я не помню фамилию дирижёра оркестра нашей дивизии. Это был просто фанат своего дела! Право, не знаю, много ли служило в отдалённых гарнизонах дирижёров, которые настолько серьёзно отдавались музыке! Он писал какие-то свои произведения, разучивал их с оркестрантами, а потом регулярно исполнял на концертах и перед началом кинофильмов. Что-то смутно я сейчас вспоминаю, что у него возникли какие-то неприятности по службе, однако у кого не случалось огрехов!.. Музыке он отдавался всецело! И боюсь, что мы его усилия оценивали отнюдь не в той мере, как должно бы.
И ещё о музыке.
У нас в Доме офицеров стоял рояль. Обычно на нём бренчали дети. Временами садились жёны и дочери офицеров – играли что-то, нередко сбиваясь и фальшивя. Иной раз садился кто-то из офицеров, как правило, это случалось в том случае, если он умел играть.
Но уж совсем редким случаем было, когда за рояль садился старший лейтенант Золотарёв. Я так хорошо запомнил его фамилию, потому что он всегда и всем объяснял, кто такой золотарь, и кем, соответственно, являлись его предки. Сам он служил техником самолёта в авиачасти, и частенько подтрунивал, что в армии самые большие карьеристы – это как раз техники самолётов, потому у этой воинской профессии всего два воинских звания: лейтенант и старший лейтенант… Он вообще любил поюморить, рассказать что-то «прикольное».
Вы бы слышали, как он играл на рояле! Его трудовые, в ссадинах и царапинах, пальцы были слишком короткими, чтобы он мог охватить сразу много клавишей, потому, скорее всего, виртуозом его можно было считать только в пределах гарнизона. Но послушать его собирались специально.
…Что-то хиленькая получилась главка о культуре и искусстве. Жизнь наша не была такой убогой, право слово. Но вот что-то не вспоминается больше ничего… Жаль!
Николай, извините, что отвлекаю Вас, но хотелось бы задать несколько вопросов (с ответами не тороплю, просто сейчас придётся уйти из сети до вечера):
1. В каком году было сделано верхнее фото офицеров управления дивизии?
2. Имеет ли какое-то отношение к Сергею Дышеву Андрей Дышев?
3. На каких должностях при Вас служили Дышев и Тютюнник?
4. Нет ли у Вас желания свести все эти воспоминания в один очерк и разместить его где-нибудь на Арт оф Варе (или Окопке)? Многим было бы интересно вспомнить годы своей службы в К.-А. Я ведь на Ваш сайт вышел совсем случайно, хотя неоднократно задавал в поиске “К.-А.”.
5. Не было ли у Вас мысли написать художественное произведение про службу в ТуркВО? “Гусарские страсти эпохи застоя” книга, конечно, неоднозначная, но чем К.-А. хуже Теджена?
6. Бывали ли Вы в К.-А. после возвращения из Афгана и до отъезда в академию?
Ох, сразу сколько вопросов… 1. К сожалению, в те времена у меня ещё было привычки делать на фото пометки. Потому точно сказать не могу. Думаю, что году примерно в 83-м. Но если по каким-то признакам уточню, то сообщу дополнительно. 2. Сергей и Андрей Дышев – родные братья. 3. Сергей Дышев служил в нашей редакции ответственным секретарём, его перевели в Ташкент в 1981 году. А в 1985-м на должность редактора нашей дивизионной газеты приехал Сергей Тютюнник. Когда я уехал в Афган, одно время он жил в моей квартире. 4. Насчёт Арт-оф-Вара. Одно время я активно сотрудничал с этим сайтом. Но мне там несколько раз нахамили, обвинили невесть в каких грехах… В общем, я сейчас туда зохожу только что-то прочитать, но сам ничего не размещаю. На своём сайте я сам хозяин, хамские и матерные комментарии просто не допускаю. Критические и ругательные, к слову, к публикации разрешаю. Короче говоря, при всём соём самом добром отношении к создателям названного сайта, свои эти заметки выставлять там не буду. 5. Написать что-то худодественное… Видите ли, уважаемый друг (Вы не назвали своего имени, потому обращаюсь именно так), на мой взгляд, из этого не получится произведение, интересное современному читателю. Вернее, думаю, я не смогу написать такой роман. Я сейчас работаю над совершенно другим произведением, которое у меня напрочь занимает всё время. 6. В Кизыл-Арвате я побывал только один раз, уже после Афгана, году примерно в 1988-м, но мы заехали туда буквально на пару часов. Я даже в редакцию не успел зайти, по городку пройтись… Так что, почитай, и не был потом ни разу.
Вот так, друг мой!
Спасибо за внимание к моим воспоминаниям!
ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О КИЗЫЛ-АРВАТЕ! МОЙ ОТЕЦ СЛУЖИЛ В 217 АПИБ С 1966-ГО ПО 1972-Й ГОД. Я УЧИЛСЯ В 3-Й ШКОЛЕ. СКАЗОЧНАЯ ПРИРОДА! ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВ, ЧТО ЧАСТЬ МОЕГО ДЕТСТВА ПРОШЛА В ЭТОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ УГОЛКЕ НАШЕЙ РОДИНЫ!
Да, про дирижера. При мне, конечно, был уже другой дирижер, но тоже самозабвенно влюбленный в музыку. Оркестр, кажется, размещался в одноэтажном здании рядом с типографией и еще одной “хитрой” частью.
Да, оркестр и в самом деле располагался в одноэтажном здании, я бы даже лучше сказал, строении. Но сказать, что рядом с типографией, всё же не совсем точно, оркестр размещался несколько ближе к полку. Но относитель штаба дивизии направление и в самом деле совпадало.
Не знаю, какой был дирежер в1983году,но каждое утро и кажеться обед,и отбой горнист с муз взвода, подымал полк и наш Отдельный Разведывательный Батальен.Он как раз дул в трубу по центру плаца, напротив нашей казармы, отдельных частей.Спасибо за внимание!!!
С удовольствием читаю Ваши рассказы. Так уж получалось что судьба офицера меняла жизнь всей семьи. Как говорил мой отец “служили ради идеи а не денег”. Моя чаcть счасливого детства (8 лет) прошли в Кизыл-Арвате.
P.S. верхнее фото сверху второй ряд, слева второй, мой отец, Кулинский Михаил Васильевич.
Надо ж, сколько нас, земляков-кизыларватцев!..
Леонид, здравствуйте! Есть уверенность, что спустя 7 лет Вы не просматриваете этот сайт. Но, что только в жизни не бывает. На всякий случай пишу. В 78 капитан Кулинский был зампотехом 2-го батальона. По крайней мере я считаю, что во втором подъезде первой от штаба казарме, где я служил располагался именно 2-ой батальон. Вот ведь, сам не помню номер своего подразделения. В 79 он стал зампотехом дивизии по бронетанковой технике. Так я понял его новую должность с его слов. Мало фамилий своих командиров я запомнил, но с ним у меня связаны добрые воспоминания. Думаю по возрасту он в середине 7-го десятка. Интересно, помнит ли он сержанта Устинова. Но все равно желаю ему хорошего здоровья.