«БЕЛЫЙ ТАНЕЦ» НИКОЛАЯ ИВАНОВА

Николай СТАРОДЫМОВ

Не скрою, я давно хотел посмотреть этот спектакль. Даже ещё до того, как Брянский театр взялся за его постановку. Впрочем, скажу иначе: ещё до того, как Брянский театр узнал, что уже написана пьеса, с которой он начнёт своё триумфальное шествие по сценическим площадкам страны.

Прежде всего, не скрою, потому, что автор пьесы – мой старинный друг. Мы с ним ровесники. Военная карьера у нас проходила примерно одинаково, покочевали по одним «горячим точкам»… В этих условиях поневоле испытываешь некоторую ревность к успехам друга: действительно ли он создал вещь, достойную сценического воплощения, либо же просто сумел где-то вовремя подсуетиться?.. Ну не будем душой кривить: в творческом деле ведь везение тоже играет немаловажную роль, и нередко бывает, что признание получают произведения не действительно лучшие, а умело поданные, «раскрученные».

Когда Николай Иванов обратился во Всероссийскую общественную организацию ветеранов «Боевое братство» за помощью в постановке спектакля, в моих глазах он поднялся ещё на одну ступеньку. И до того я относился к нему с глубочайшим уважением, а тут ещё и пьеса!..

За творчеством Николая Фёдоровича я наблюдаю давно. Его первые литературные произведения брали за душу в первую очередь двумя основными составляющими: строгим до щепетильности отношением к офицерской чести, а также трепетным преклонением перед Её Величеством Женщиной.

А потом громом среди ясного неба в мир ворвались его «Черные береты». Это был не шаг – это был прорыв на другой уровень писательского мастерства.  Трагической историей о том, как на рубеже 80-90-х государство предало Рижский ОМОН, зачитывалась вся Россия, весь Советский Союз, в то время ещё не до конца осознавший трагедию распада.

Допускаю, что Николай Фёдорович со следующей моей фразой не согласится. Но лично в моих глазах, именно «Черные береты» послужили знаком того, что в отечественной литературе стало мастером больше. Ныне вышло уже два десятка книг этого замечательного автора, он удостоен ряда литературных премий, в частности, «Сталинград», а также им. Н. Островского и М. Булгакова.

И вот в 2006-м – новый рывок. Теперь уже – на театральные подмостки.

Должен сказать, что к военной драматургии в целом я отношусь настороженно. Война – в первую очередь динамика, действие, бой, ну и штабная работа, разумеется. На сцене и то, и другое показать непросто. Завзятые театралы могут со мной не согласиться, но на мой взгляд, показывать войну без боя – всё равно, что рассказывать о вкусе какого-нибудь экзотического фрукта, не давая его попробовать. И в то же время изображать бой на сцене – как правило, смотрится это просто несерьёзно!.. Примирить эти противоречия чрезвычайно трудно.

В моих глазах одной из самых удачных постановок о современной войне является постановка Николая Губенко «Афган» в театре на Таганке. И после этого трудно ожидать что-нибудь способное сравниться с тем успехом.

…Так что шёл я на спектакль «Белый танец (Вера. Надежда. Война)» с некоторой настороженностью. Боялся РАЗОЧАРОВАНИЯ.

Как оказалось, напрасно. Спектакль удался. Это действительно событие в современной военной драматургии.

Пересказывать пьесу не стану – и дело это неблагодарное, и хочется, чтобы будущие зрители смотрели постановку сами, а не ориентировались на чужую точку зрения. Спектакль, конечно, о войне. Точнее, о человеке на войне. Война присутствует на сцене постоянно – даже эпизодическое появление на сцене домашнего халатика выглядит словно нечто инородное. Как и есть в боевой действительности, тут соседствуют трусость и геройство, благородство и подлость, высшее и низменное – и при этом нередко в каждом из героев.

И при этом Николай Фёдорович остаётся непоколебимым романтиком. В спектакле звучит фраза (цитирую на слух и по памяти): из трёх сестёр – Вера, Надежда, Любовь – чаще всего одинокой остаётся именно третья сестра… Верно ведь, если вдуматься!

Впрочем, ничего удивительного в том, как точно показана война, как раз и нет – Николай Иванов хорошо знает материал. Он прошёл и Афган, и «горячие точки» Северного Кавказа… Будучи в командировке в Чечне, оказался в плену у боевиков, и для его освобождения была проведена целая спецоперация…

В зале на спектакле присутствовал участник той операции, и к нему Николай Фёдорович обратился со словами признательности. Надо сказать, что этот спектакль, который проходил в московском ДК «Прожектор», что на Востоке Москвы, был необычным. На него Николай Иванов пригласил близких, друзей, сослуживцев. Зал на полтысячи мест оказался заполненным почти полностью, и при этом я точно знаю, что не все приглашённые смогли прийти. Что тут скажешь? Наверное, человек заслуживает уважение, коль столько людей откликнулось на его приглашение. Значит, верят в его талант!

Выше уже говорилось, что поставил спектакль Брянский театр драмы им. А.К. Толстого, режиссёр – Борис Ярыш. Большое содействие в реализации замысла оказала Организация «Боевое братство». Спектакль удостоен ряда премий: «Боян – певец во стане русских воинов» (литературная), «Успех» (за сценическое оформление), «Хрустальная роза» (актёру Игорю Игнатову за роль разведчика Бауди), а также специальной премии Губернатора Брянской области «За верность военно-патриотическим традициям» на XY Международном фестивале «Славянские театральные встречи».

…Итак, мы – искренние почитатели таланта замечательного российского писателя Николая Иванова – оценили его очередную удачу. Что тут скажешь? Ждём следующую!

(2010 год)