БОИ БЕЗ ПРАВИЛ

или ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

Чем только ни приходится заниматься, когда кризис подкосит! Раньше, когда нужда заставляла искать дополнительный источник доходов, я устраивался грузчиком или вахтером, вышибалой в ресторане или сторожем на стройке, а то и в ларьке ночном торговал… Всяко бывало.

А тут предложили немного поправить материальное положение за счет участия в кампании по выборам мэра в одном из небольших российских городков. Мне уже доводилось слышать, что кое-кто на подобных делах сделал себе немалые денежки. Почему бы не попробовать?..

Так что довелось мне с особенностями российской избирательной системы познакомиться на практике. Предлагаю вниманию читателей некоторые из этих наблюдений.

1. Кто этим занимается?

Оказывается, в нашей стране имеется довольно многочисленная социальная прослойка, которая на предвыборных кампаниях неплохо наживается. Им абсолютно все равно, чьи интересы отстаивать – главное, чтобы платили. По сути дела, современные выборы – это борьба двух таких профессиональных команд, в которых кандидат является просто статичной фигурой, марионеткой, действующей по указке кукловодов. Нет, эти кандидаты могут быть совершенно замечательными и самобытными людьми, но поведение их должно полностью соответствовать прописанному алгоритму. И в этих условиях победа одного из кандидатов (ведь кто-то же должен победить!) является его заслугой лишь отчасти – просто его команда переиграла команду соперника.

Это все я знал и раньше. Но теперь убедился в правомочности этих слов на практике.

Что и говорить, команда, в которую меня пригласили, и в самом деле производила впечатление коллектив опытных зубров, несмотря на молодость каждого. Впечатляющий «послужной список» городов и регионов, в которых команда работала. Заявление о том, что «мы ни разу не проиграли – победим и теперь»… В общем, все солидно, «по-взрослому».

При таком заявлении в голове взвихрилось несколько мыслей, довольно противоречивых, должен сказать. Понятно, что эти «избир-команды» всегда остаются в тени, потому проверить соотношение одержанных ими побед и поражений чрезвычайно трудно. Так что похвальбу я отнес на счет самопиара. С другой стороны, рассуждал я, не было б столь солидного «послужного списка», их бы не приглашали. Ведь чтобы заполучить выгодный заказ, фирма должна иметь репутацию! Вряд ли кто из реально претендующих на «мэрское» кресло станет обращаться за помощью и советом в соседний город к проигравшему – спросят у победителя, кому тот обязан победой! Однако есть тут и еще один нюанс. Ведь человек, впервые начинающий предвыборную кампанию,  не всегда знает все нюансы борьбы, и если появляется пред ним обаятельный улыбчивый юноша, который заявляет, «что они не проиграли ни одних выборов»… Ну как тут избежать соблазна!

Как бы то ни было, решил я принять предложение. Счел, что у пригласившей меня команды имеется достаточный опыт для организации избирательной кампании.

Вывод: итоги выборов в регионах в значительной степени зависят от опытности привлекаемых к кампании команд.

2. Как кампания проходит?

Девиз предвыборной кампании звучал примерно так: ври больше и беззастенчиво – обливай помоями соперника, и восхваляй своего кандидата. И в обоих случаях не бойся перехлеста. Так и делали.

Нашим соперником был выдвиженец администрации, которого уходивший мэр объявил своим преемником. На этом конкуренты и строили против него кампанию: все грехи старой администрации вешались на  «преемника». Всё, что в городе было плохого, ставилось в вину прошлой администрации и обещалось, что новый все исправит. Впрочем, это всем знакомо. Но были же и находки, ноу-хау, так сказать!

Кандидаты на «мэрское» кресло (а их было несколько) не гнушались откровенно грязными методами борьбы. Все или не все, установить невозможно, потому что на подложных листовках по вполне понятным причинам отсутствовали выходные данные. От имени кандидатов избирателям рассылались якобы официальные подметные письма, которые выставляли соперников просто дураками.  Изготавливались псевдокопии с якобы подлинных документов, которые характеризовали соперников как алкоголиков, психопатов, тунеядцев, даже убийц.

Руководители предвыборных кампаний каждого кандидата нанимали молодых парней, которые должны были по ночам расклеивать нужные листовки и срывать чужие.

Высшим пилотажем считается заиметь «своего человека» в штабе соперника, который бы «сливал» информацию о задуманных соперником (его штабом) ходах. Вот пример того, как это можно использовать. Основной кандидат на пост мэра («преемник») сколько-то лет назад совершил преступление по неосторожности. В его штабе считали, что основной соперник обязательно использует этот козырь – давнее случайное преступление. В штабе соперника узнали, что противник разработал целую стратегию обороны от нападок на данный некрасивый пункт биографии «преемника». После обсуждения решили, что данный момент лучше вообще обойти стороной, так как пользы это не принесет, зато соперник не сможет реализовать свою заблаговременно продуманную акцию. Сложно? Поясню. «Засланный казачок» сообщил, что в штабе «преемника» готовы к отпору по факту давнего преступления. Решено данный факт попросту проигнорировать – коль готовы, значит, выстрел получится холостым, а значит на пользу противнику.

Вообще-то еще неизвестно, что является более важным в «предвыборах» – рекламировать «своего» или охаивать соперника. Например, всегда выигрышно устроить дебош на митинге соперника,  а то и вовсе сорвать митинг. Выставить конкурента в глупом свете… В этот раз кампания проходила в масленичную неделю. И на городские празднества вынесли чучело одного из кандидатов, с надетым памперсом, подчеркивавшем его несамостоятельность.

Вывод: порядочность в предвыборной кампании не в почете.

3. Чем слово отзовется?

Особое место в предвыборной кампании занимают листовки и газеты. Вопрос этот уже затрагивался выше. Но стоит поговорить о нем подробнее.

Мой многолетний журналистский опыт руководитель штаба порекомендовал на время забыть.

- Твоя аналитика, сложные словесные конструкции здесь не нужны, – инструктировал Алексей. – Пиши в расчете на самого тупого читателя. Предложение – максимум семь слов длиной. В каждом пятом предложении – фамилия нашего кандидата. Текст читать все равно никто не будет – нужно, чтобы фамилия впечаталась в мозги.

Должен признаться, это трудно, так писать. Если за годы журналистской практики привык отвечать за слова и дорожить именем, перестроиться на «предвыборный» режим нелегко. Скажем, необходимо клеймить соперника за нынешние беды всего мира: безработицу, отсутствие денег, рост цен на ЖКХ – поскольку он ставленник администрации, на него автоматически вешаются все эти безобразия. Глупо? Разумеется. Но это является непременным условием подготовки публикаций!

Это с одной стороны. А с другой, требуется обещать от имени своего кандидата все что угодно, даже если заранее знаешь, что обязательство невыполнимо. И это тоже является элементом «закона жанра».

В общем, все по Геббельсу: ври больше – что-нибудь в памяти останется.

Вывод: подлинная журналистика и предвыборные технологии – понятия несовместимые.

4. Суета вокруг урны

Все предварительные предвыборные мероприятия преследуют единственную цель: чтобы в означенный день человек пришел на участок и опустил в урну бюллетень, предварительно сделав в нем отметку за нужного кандидата.

В народе очень много ходит разговоров о подтасовках итогов голосования. Собственно, народ попросту не верит в честность выборов, о чем и свидетельствует столь низкая явка электората.

Накануне выборов нас всех проинструктировали о том, как выполнять функции наблюдателя на избирательном участке. Каждый получил памятку-инструкцию, в которой было подробно расписано, что и в какой последовательности мы должны делать, какими могут быть нарушения и что предпринимать в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций. Благодаря этой инструкции могу сказать абсолютно точно, что на участке, на котором присутствовал я, серьезных нарушений в подсчете голосов не было.

Вернее, не совсем так. Попытки нарушений были, но их оперативно устраняли члены участковой комиссии. А выявлены эти нарушения были именно благодаря памятке.

Вот примеры. Книги, в которых ставились отметки о выданных бюллетенях, в соответствующих графах были заполнены только  карандашом – по нашему требованию их заполнили ручкой. Они не были должным образом переплетены – после вмешательства наблюдателей все сделали как положено. Неиспользованные бюллетени пытались оставить непогашенными – погасили… Другими словами, возможности для махинаций устранили. И теперь можем ручаться за то, что подлога не было. А вот тот факт, что было столько нарушений, внушает мысль, что подлог если и не готовился, то возможности для его осуществления были заготовлены.

Вывод: итоги выборов в полной мере зависят от подготовленности и принципиальности наблюдателей от конкурирующих партий и кандидатов.

5. Не штабом единым…

Как уже говорилось, предвыборной кампанией руководят профессионалы-«варяги». Они приезжают, абсолютно не зная специфики местных условий. Следовательно, они нуждаются в знающих местных специалистах. Если команда «играет» за официального выдвиженца администрации, тут все ясно и просто: в ее распоряжении – любая информация. Если же выдвиженец – оппозиционер, тут все сложнее. Тут ведутся поиски людей, которые, с одной стороны, достаточно компетентны, чтобы давать необходимые достоверные сведения, а с другой могут себе позволить выступать против администрации. Согласимся, что подобное встречается не так уж часто. Найти таких полезных людей просто необходимо.

В данной кампании наша команда выступала на стороне выдвиженца оппозиции. Советники у нас нашлись – грамотные, подготовленные люди. Но сколько же людей отказались выступать против администрации!.. Так и говорили: «Я против нынешнего мэра, я за вашего кандидата, но говорить об этом не буду». Причины разные: люди боятся выступить, опасаясь мести со стороны «преемника», или, являясь сотрудниками администрации, считали себя не в праве критиковать власть… Да мало ли, чем отговариваются – не желают выступать против официальных властей, и всё тут!..

Много зависит и от других привлеченных работников. Скажем, от агитаторов, которые перед выборами ходят по дворам-квартирам и призывают проголосовать за своего кандидата. И от тех, кто по ночам расклеивает листовки. Или газеты раздает…

Считается, что этим занимаются добровольцы из альтруистических побуждений. Вот не пойму: кому мы врем-то? Понятно, что это осуществляется за деньги. Только все делают вид, что никто об этом не догадывается.

Не будет преувеличением сказать, что деньги играют решающую роль в выборах – если, понятно, речь идет о подлинных выборах между несколькими кандидатами, а не о формальном голосовании за единственного «преемника». У кого туже набит предвыборный кошелек, да если еще и админ-ресурс подключен – исход выборов предрешен заранее. При условии, конечно, если эти средства расходуются рационально и по назначению…

Короче говоря, команда, которая проводит выборы, прибыв на место, должна найти людей, которые могли бы своей деятельностью принести кандидату реальную пользу. И им нужно платить. Между тем, та же команда, получив на предвыборную кампанию деньги, заинтересована в своей экономности: чем меньше она заплатит другим, тем больше оставит себе – она ведь живет этим! Она кровно (карманно!) заинтересована в том, чтобы экономить на других!

Вывод: всем людям, привлеченным к предвыборной кампании, необходимо стребовать с руководства штабом причитающиеся им деньги ДО дня выборов, потому что ПОСЛЕ их элементарно кинут!

От редакции.

Человек, пожелавший, оставаясь инкогнито, поведать читателям о технологии проведения избирательной кампании, назвал и город, о котором идет речь, и фамилии действующих лиц, в том числе и руководителей команды, которая занималась выборами. Он не скрывал, что обратился в газету по единственной причине – с ним не рассчитались за проделанную работу. Поскольку никаких договоров ни на одном этапе с ним никто не подписывал, доказать что-либо невозможно. По той же причине и мы не даем никакой привязки по месту и личностям. Впрочем, наш автор не собирается скрывать фамилии кинувших его людей – чтобы предупредить других о том, что в предвыборных командах участвую нечестные люди. Только будет делать он это в частном порядке. Обозначим только, что имена этих нечестных «предвыборщиков» – Алексей и Виктор.

Пожелаем же коллегам-журналистам только одного: не наступать на подобные грабли, и требовать расчета за выполненную работу до окончания выборов!

Ну а что касается существа вопроса… Как-то не очень красиво выглядит наша избирательная система, если посмотреть на нее глазами человека, впервые увидевшего, как выглядит ее изнанка…

Записал Николай СТАРОДЫМОВ

(2009 год)