Соотечественники

СЛУЖБА РАТНАЯ, СЛУЖЕНИЕ ДУХОВНОЕ…

Анатолий ФОМИЧЕВ

Родом из детства

В московском храме Тихвинской Божьей Матери, что на Большой Ордынке, служит отец Александр. Прихожане хорошо знают его, уважают, для каждого батюшка найдет доброе слово… И при этом мало кому известно, что отец Александр – не только священнослужитель, но и военнослужащий, действующий офицер, да еще в чине полковника. Такой вот парадокс современной жизни.

Между тем все просто. Отец Александр (в миру – Александр Козин) – представитель возрождающегося в России военного духовенства. И это не просто слова: его служба в силовых ведомствах давно перешагнула тридцатилетний порог, и уже восьмой год он священник…

Александр Козин родился на Брянщине в 1956 году. Любовь к родному краю, к малой родине он пронесет через всю жизнь. До сих пор с теплотой вспоминает места, где вырос – леса, речки, поля… С болью говорит о заброшенных селах, о разрушенных церквах, о запустевших усадьбах, в которых некогда бурлила Жизнь!

На воспитание ребенка огромное влияние оказала бабушка. Именно благодаря ей рос Саша в гармонии с окружающим миром. Он познавал историю родных мест, слушал рассказы о своих пращурах до седьмого колена, посещал их могилы, ходил в церковь…

Поначалу судьба у Александра складывалась обыкновенно, в духе времени: школа, профессиональное училище, работа на железной дороге… Ну а потом, как это нередко бывало, все изменила армия.

Призвался он в 1975 году и был направлен в Группу Советских войск в Германии. Именно там понял: служба в армии – это его, Александра Козина, призвание! Он подал документы и поступил в Симферопольское высшее военно-политическое училище. До сих пор добрым словом вспоминает преподавателей, которые не только учили курсантов, не просто давали им знания по самым разным предметам, но и поощряли умение думать, анализировать, делать правильные выводы!

По окончании училища Александра направили служить в Министерство монтажного и специального строительства СССР – на возведение особо важных объектов. В 1991 году поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина в Москве. По окончании ее продолжил службу в отделе воспитательной работы Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) России.

В то же время офицер-политработник Александр Козин стал слушателем Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Надо подчеркнуть, что к подобному решению пришел он не сразу.

Из армии – в церковь

Наверное, есть необходимость остановиться на этом чуть подробнее. На рубеже 80-90-х годов религия вдруг стала очень модной. И многие вчерашние атеисты вдруг надели крестики и превратились в истово верующих. Что ж, переоценка ценностей, пересмотр жизненных ориентиров для человека – нормальное явление. Куда хуже, если таинство крещения совершается лишь как дань моде, как средство для достижения суетных мирских целей. Это сродни тому, как политики и чиновники примыкают к партии или общественной структуре, чтобы урвать себе кусок пожирнее.

Отец Александр к таковым не принадлежит. Он с детства воспитывался в духе православном. Потому и службу ратную избрал  именно по линии политработы, ибо считал, что высшие духовные ценности, проповедовавшиеся идеологами коммунизма, сродни христианским. Потом, постепенно, вызревало в нем  осознание, что не все в порядке в политической системе советского общества. И понял офицер, что душа у него чем становится старше, тем больше тянется к Богу.

- Я не ВЕРЮ в Бога, – высказал отец Александр свое кредо. – Я ЗНАЮ, что Он есть!

Поэтому, как опытный военный и будущий священник, с 1994 года он занимался вопросами взаимодействия церкви и армии в отделе воспитательной работы инженерно-строительного управления ФАПСИ. Такое совмещение военного и духовного отец Александр объясняет просто: военная служба – временное, ограниченное контрактом. А священство – это состояние души.

В 2000 году Александр Козин был рукоположен в священники. По личной его просьбе святой ритуал был проведен на его родной брянской  земле. Это закономерно. Именно из той почвы произрастают его исторические корни. Именно туда собирается вернуться, когда завершится его ратная служба, чтобы мог он полностью отдать себя службе духовной. Именно там мечтает найти упокоение.

Беды Отчизны – боль души

Потому что очень болит его душа за родной край. Отец Александр с грустью говорит о пустеющих селах, нераспаханных землях, разрушающихся крестьянских домах. Ведь именно в них веками хранилась русская культура, традиции. А сейчас все это теряется, уходит в вечность. Только духовность может сохранить память о прошлом и на этой основе возродить Отчизну.

Отец Александр считает, что потеря нравственных ориентиров – самая большая беда нашего общества! Огромное негативное влияние она оказывает на молодежь.

Взять, к примеру, службу в армии. Печально, но, по его мнению, этот процесс коснулся даже военных вузов! Иной раз складывается впечатление, что здесь теперь готовят не офицеров-профессионалов – защитников Отечества, а каких-то клерков! Например, разрешили носить гражданское платье. Разве это правильно? Военный человек должен гордиться своей формой! А как на деле? В наше время престиж ратного служения Отечеству настолько снизился, что многие военнослужащие стыдятся своих погон. Иначе чем еще объяснить их нежелание ходить в форме?

Сейчас осуществляется переход на контрактную службу. Хорошо ли это? Отец Александр говорит об этом с болью. Русская армия всегда была сильна именно патриотизмом своих солдат. В России никогда не делалась ставка на наемные войска. Патриотизм не купишь за деньги! Человек, который служит не за совесть, а за плату, легко может изменить, продаться за более жирный куш. Тем более что солдат сегодня ясно видит, сколь разительно контрастна наша жизнь, сколь великую силу набирают нынешние жрецы Мамоны – олигархи, преступники, коррупционеры.

Именно в том, чтобы не угасал в воине, в молодом человеке огонь патриотизма, видит отец Александр свой долг – перед Отчизной, и перед Богом!

С другой стороны, признает отец Александр, молодежи сейчас нелегко. Раньше в обществе была стройная система воспитания молодежи: октябренок, пионер, комсомолец. При всех ее недостатках, она работала. Сейчас молодые люди предоставлены сами себе. И результат налицо – употребление алкоголя и наркотиков, криминализация общества… Сегодня церковь – одна из немногих действующих структур, которые занимаются реальным воспитанием молодежи.

Возрождение военного духовенства

…Федеральная служба охраны (после того, как ФАПСИ влилась в эту структуру, полковник Александр Козин служит здесь) наладила функционирующую систему взаимодействия с Русской Православной церковью. Они взаимно дополняют, помогают друг другу в воспитании военнослужащих. Русская Православная церковь передала ФСО несколько храмов – теперь они восстанавливаются и благоустраиваются. В них служат священники нового поколения военного духовенства, которое возрождается после девяностолетнего перерыва.

Один из таких храмов – Тихвинской  Божьей Матери, которому уже больше 300 лет. В нем нынче служит отец Александр. Его работа как военного священника многопланова.

В частности, он видит свой долг в том, чтобы духовно поддерживать семьи военнослужащих, погибших в «горячих точках», в период выполнения воинского долга. В храме при его активном участии регулярно собираются семьи погибших. В частности, в июне служится панихида по убиенным на поле брани. К 8 марта церковь совместно с командованием старается вдовам погибших сделать подарки. Вообще к теме погибших защитников Отечества отец Александр относимся очень трепетно. Несколько раз он бывал в «горячих точках» на Северном Кавказе, ему приходилось там работать и как офицеру, и как священнику. Потому люди, которые служили там, кто сложил голову, защищая интересы государства, отцу Александру дороги, близки, понятны.

Храм Тихвинской Божьей Матери, как уже говорилось, стал воинским. Здесь собраны иконы всех святых воинов – покровителей Земли Русской: Георгия Победоносца, Александра Невского, Дмитрия Донского… Сейчас в помещении продолжается ремонт. А по его окончании на стенах будут помещены мемориальные плиты с именами погибших в Афганистане и Чечне сотрудников ФСО.

Память о павших подкрепляется реальной заботой об оставшихся без отцов детях. Как сложится их судьба? Кто поможет им найти правильный ориентир в жизни, не сбиться  с верного пути? Эту задачу можно выполнить только совместными усилиями Церкви и руководства силовых структур. Вот наглядный пример. В Орле действует Академия Федеральной службы охраны, которая готовит специалистов для этой структуры. По действующим правилам обучаться здесь должны курсанты-юноши. Однако для девушек, у которых отцы погибли в «горячих точках», решено сделать исключение – по ходатайству региональных подразделений ФСО их принимают на учебу. Здесь девушки получают за счет государства высшее образование, специальность и трудоустройство. Отступление от правил? Несомненно! Но кто бросит камень в людей, которые пошли на такое отступление? Низкий поклон им от отцов, отдавших жизни за родную страну!

По мнению отца Александра, в системе ФСО сложилась наиболее стройная на сегодняшний день система взаимоотношений Церкви и командования. В ряде регионов страны действует 17 гарнизонных храмов, в которых служат подготовленные с учетом специфики священники. Для обмена опытом и повышения их квалификации с ними проводятся сборы.

А подготовка будущих войсковых и гарнизонных священников идет в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, который двенадцать лет назад закончил отец Александр. Сегодня в стенах этого духовного учебного заведения он преподает, читает  лекции по истории Русской православной церкви и курс канонического права. Сейчас работает над докторской диссертацией, посвященной истории военного духовенства.

Работа отца Александра оценена по заслугам – он награжден как военными, так церковными наградами: имеет медаль «Ветеран боевых действий» и крест «За службу на Кавказе», ордена Даниила Московского, святителя Иннокентия митрополита Московского, Сергия Радонежского III степени, серебряная медаль апостола Петра.

Нельзя не отметить и еще одно качество отца Александра. Он очень интересный собеседник. С ним можно разговаривать долго, не замечая течение времени. В нем нет той бескомпромиссной ортодоксальности, которая (увы!) присуща некоторым священнослужителям. Он не стремится навязывать свое мнение, свою позицию, разговаривает с собеседником на равных, выслушивая мнение других и аргументировано отстаивая свою точку зрения.

Он живо интересуется светской жизнью, политикой, прошлым России и родной Брянщины. Особенно интересуется историей российского военного духовенства.

…Вот такой священник служит в Федеральной службе охраны. Вот такой настоящий полковник служит в храме Тихвинской Божьей Матери, что на Большой Ордынке. Своего рода символ возрождающегося военного духовенства.

(2009 год)