ПОДЕЛИСЬ КОПЕЙКОЮ СВОЕЙ…
Когда в середине июня Президент России Владимир Путин предложил выстроить вертикаль в структуре благотворительной деятельности в стране, его слова упали на уже подготовленную почву. И в самом деле, такая работа проводится, только действуют наши благотворители разрозненно, несогласованно, нередко наваливаясь все вместе на какую-то одну проблему, в то время как «за кадром» остаются другие, не менее актуальные, вопросы. Боюсь показаться кощунствующим человеком, однако, признавая, что любая человеческая жизнь бесценна, осмелюсь высказаться: ежедневно терзаемые взрывами фугасов тела наших ребят в Чечне ничуть не меньше хотят жить, чем их сверстники с подлодки «Курск» – вместе с тем средства, полученные и получаемые семьями одних и других и близко не могут сравниться между собой. Подчеркну: речь идет не о том, что кто-то получил больше других – речь идет о координации деятельности различных структур.
Вообще к людям, которые занимаются благотворительностью, в нашем, а может и не только в нашем, обществе отношение весьма и весьма противоречивое. Кто-то воспринимает ее как должное – сумели заработать, братцы, почему бы и не поделиться с теми, кому не повезло; ну а кто-то не приемлет – с жиру, мол, бесятся, дешевый авторитет себе зарабатывают…
Что ж, может, кто-то и бесится, спонсируя длинноногих «миссок» или безголосых певичек, которым несть числа на нашей нынешней эстраде. Ну а как относиться к тем, кто, скажем, отдает свой собственный дом-хоромы под интернат, да еще и не слишком-то стремится афишировать свой благородный поступок? А ведь есть и такие, есть.
Согласно официальным данным Госкомстата, в России примерно 50 млн. человек живут за «чертой бедности». При этом разница между самыми бедными и самыми богатыми в стране составляет до 40 крат – такое соотношение наблюдается только в странах третьего мира с диктаторскими режимами. Или где бал правит наркомафия… В то же время многие из наших преуспевших сограждан остаются патриотами своей страны, своего народа. В частности, это относится ко многим отставным военным, которые, сами пройдя огонь и воду, нынче стараются помочь другим преодолевать невзгоды.
Скажем, в Оренбурге вышедшие в запас офицеры организовали Фонд поддержки военнослужащих – участников войн и вооруженных конфликтов. Одним из долгосрочных проектов здесь является материальная поддержка детей, которые учатся в платных учебных заведениях – фонд взял на себя до 40 процентов оплаты учебы. Аналогичную работу проводят уволившиеся в запас военные авиаторы Пскова – направляют детей на отдых в пионерлагерь (как, бишь, они нынче называются, пионерлагеря-то?) «Океан», помогают поступать детям бывших сослуживцев в вузы.
И подобных примеров можно приводить немало. Всего в стране зарегистрировано около 7 тысяч благотворительных организаций с совокупным годовым бюджетом примерно в 8 млрд. рублей. Однако реально работает разве что одна из десяти. К слову, в той же Америке добровольных благотворительных объединений насчитывается до 400 тысяч с совокупным бюджетом в 250 млрд. долларов. Впрочем, америково – Америке. Материально, пересидевшие за океаном и нажившиеся на всех мировых катаклизмах ХХ века, Штаты нынче побогаче нас – что же касается традиций благотворительности, тут мы им дадим сто очков форы. Осенью этого года исполняется 205 лет Указу Павла 1, в котором он назначил свою супругу Марию Федоровну попечителем всех социальных структур России; к слову, и после убийства мужа вдовствующая императрица оставалась крупнейшим благотворителем – в частности, она неоднократно жертвовала огромные средства в помощь солдатам, получившим ранения в битвах с Наполеоном. С тех пор и до революции они официально именовались «Учреждениями императрицы Марии» и традиционно патронировались только «первыми леди» государства. К 1900 году в империи насчитывалось 14.854 благотворительных учреждения, общие средства которых составляли 404.843.198 рублей – сумма грандиозная по тем временам.
К слову, наиболее древний акт социального обеспечения относится к античному миру: в Древней Греции богатый армянин Херелес Аутикус выделил из своих средств значительную сумму денег для выплаты престарелым гражданам ежегодных пенсий. Следует назвать и еще одно имя, нашего земляка, который стал инициатором этого движения и которого осмелюсь назвать дедушкой «Красного Креста» (не умаляя, естественно, заслуг отца этой организации Анри Дюнана) – это российский подданный, сын лютеранского пастора из Лифляндской губернии коллежский советник Павел Помиан-Пезаровиус. Именно он в январе 1813 года выступил инициатором издания газеты «Русский инвалид» (к слову, в те времена слово «инвалид» соответствовало нынешнему «ветеран»), на доходы от реализации которой можно было бы оказывать помощь пострадавшим в битвах воинам. Инициатива получила поддержку не только со стороны простых людей – идея пришлась по душе и царской семье. На счет фонда газеты потекли огромные суммы. Многие тысячи инвалидов, вдов, сирот обязаны Пезаровиусу жизнью и даже определенной степенью благополучия.
Ну да только это – преданья старины глубокой. Нынче помощь, которую наши благотворители оказывают детям и малоимущим, поскромнее. Среди наших преуспевших сограждан таких подвижников не так уж много. Тем не менее, они все же есть и тоже заслуживают добрых слов.
«Русская пивоваренная компания» взяла на себя полное содержание Рязанского кадетского корпуса, в котором воспитываются 45 ребят. Выше уже говорилось, что некий человек отдал свой огромный комфортабельный дом в Подмосковье под интернат, который получил название «Эдельвейс»; пять лет назад это сделал бизнесмен Николай Аничкин, нынче учреждение содержится знаменитой конфетной фабрикой «Красный Октябрь». Корпорация «Конти» выделила средства на восстановление колокольни на Соборе Николая Чудотворца в Приволжске Ивановской области. Благотворительный морской фонд передал около 1000 комплектов форменной одежды Клубам юных моряков…
И подобным примерам – несть числа.
В конце минувшего года была предпринята попытка объединить усилия благотворительных структур России. На учредительный съезд прибыли представители 312 организаций из 59 субъектов страны. В результате на белый свет родился СБОР – Союз благотворительных организаций России. Президентом его избран офицер запаса Петр Ищенко, который, кстати, приглашен для участия во встрече с Президентом России, посвященной вопросам благотворительности. Главная цель, которую преследовали организаторы СБОРа – координация действий благотворительных структур страны по оказанию помощи нуждающимся. Скажем, одна из долговременных программ объединения называется «Дети Чечни» – совместно с Представительством Чеченской Республики при Президенте РФ организуется отдых и другая помощь ребятам с берегов Терека, Сунжи и Аргуна.
Так что не перевелись еще добрые люди на Руси. Другое дело, что они в не в силах помочь всем нуждающимся. Ну да только пятью хлебами накормить сколько-то тысяч голодных – этого, кроме Христа, пока никому не удавалось сделать.
Николай СТАРОДЫМОВ
(Материал подготовлен в 2001 году)
К записи "Благотворительность в России" пока нет комментариев