11 октября 1745 года – умер Людвиг Гессен-Гомбургский,
генерал-фельдмаршал, генерал-фельдцейхмейстер и генерал-провиантмейстер русской армии.
Полное имя этого военного деятеля выглядит в духе германских псевдо-государств той поры: принц Людвиг-Иоганн-Вильгельм Гессен-Гомбургский; даты жизни – 1704-1745.
Дальше текст составлен на основании биографического справочника «Фельдмаршалы России», авт. Алексей Шишов.
.
Едва ли не самая тёмная страница отечественной истории, на века названная бироновщиной, «выплеснула» в Северную столицу огромную толпу искателей богатств, славы и собственного величия, собирательно названных в православном народе «немцы». Они основательно потеснили «птенцов гнезда Петрова», русскую аристократию как на государственных, так и на военных постах.
Немало их пришло в Россию с курляндской герцогиней Анной Иоанновной, которая боялась русских, не доверяла им, и потому притащила с собой в Санкт-Петербург «свору курляндских проходимцев» из числа немецких прибалтийских баронов. Вот тогда и воцарилась в стране бироновщина.
Историк В.О. Ключевский писал:
«…Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении.
Стон и вопль пошли по стране».
…Одним из наиболее ярких представителей «немецкой волны» в первой половине XVIII столетия стал принц Людвиг-Иоганн-Вильгельм Гессен-Гомбургский, получивший в России фельдмаршальский жезл. Он был потомком рода в Германии, который вёл свою историю от древней аристократической фамилии Брабанта, известной с XI века. Основателем Гессен-Гомбургской династии являлся сын герцога Гессен-Дармштадского Георга I принц Фридрих.
Отцом российского генерал-фельдмаршала был ландграф Фридрих-Яков, а матерью – принцесса Гессен-Дармштадтская Элиза-Доротея. У себя на родине принц получил самое поверхностное образование.
В поисках места в жизни принц в 1723 году приехал в Россию, ставшую после Северной войны империей. Его определили полковником в Нарвский пехотный полк, стоявший в Ревелке [по всей видимости, в книге опечатка – похожего названия я не нашёл, потому думаю, что следует читать «в Ревеле»]. Таким образом, карьера в чужой стране у него начиналась успешно, с учётом того, что военного образования и опыта он не имел.
Есть данные, вернее, слухи, что Пётр I собирался женить свою дочь Елизавету на заморском принце, но неожиданная смерть монарха расстроила этот брак. Однако покидать Россию несостоявшийся жених не собирался. Даже наоборот: он желал в ней осесть и занять высокое место при Дворе.
Ему до конца жизни были свойственны высокие амбиции. Оказавшись в России, он изъявил желание стать герцогом Курляндии и вассалом российской короны. Но герцогский трон желал получить и фаворит Петра Александр Меншиков, в результате чего отношения его с принцем Людвигом резко ухудшились. Падение временщика и его ссылка в Сибирь изменили ситуацию.
…В 1727 году Нарвский полк перевёлся в Ригу. В следующем году его командир получил звание генерал-майора. Положение его заметно улучшилось после восшествия на престол Анны Иоанновны и завязавшейся дружбы с её фаворитом Бироном. Уже осенью 1739 года принц был вызван в Москву и остался при Дворе.
В том же году он получил чин генерал-поручика (генерал-лейтенанта) и премьер-майора лейб-гвардии Преображенского полка. Он стал советников Военной коллегии. Императрица оплатила все его немалые долги.
Уже с первых лет своего пребывания при Дворе принц Гессен-Гомбургский заявил о себе как ловкий и «необузданный» интриган, которого в отечественной истории сравнить с кем-то довольно трудно. Именно благодаря интригам он и рос все последующие годы на императорской службе.
В мае 1732 года Людвиг был назначен командующим полевыми войсками в Санкт-Петербурге и окрестностях столицы.
Уже в августе того же года он получил новую высокую должность – командование Низовым корпусом в завоёванных Россией прикаспийских провинциях Персии. Через год принц стал главнокомандующим русскими войсками на Кавказе с постоянным местом пребывания в крепости Святой Крест. В эти годы его войска нанесли поражение крымским татарам при Гораичах (Горячей). Здесь принц Людвиг продемонстрировал полную неспособность к командованию войсками и отсутствие у него полководческого дарования. По этой причине его отозвали «с почётом» в Санкт-Петербург и наградили (неизвестно за какие военные заслуги) сразу чином майора гвардии, орденами Андрея Первозванного и Александра Невского.
…В том же 1733 году генерал-поручик участвует в Польской кампании. Через два года ему поручают успокоение Подольского воеводства, за что он получает орден Белого орла. В марте 1735 года принц Людвиг был назначен генерал-фельдцейхмейстером, хотя никакого отношения к артиллерии не имел, равно как и профессиональных познаний в этом деле. Сказывалась его близость к временщику Бирону. Разумеется, повлиять на развитие русской артиллерии новоиспечённый генерал-фельдцейхмейстер не мог.
С началом очередной русско-турецкой войны он оказывается под знамёнами генерал-фельдмаршала Бурхарда Миниха, на которого неоднократно писал доносы, чем вызвал недовольство Бирона.
Доносы писались принцем как на полководца Миниха, так и на многих лиц из числа русской аристократии – Бестужева-Рюмина, князя В.В. Долгорукова. Последний был обвинён «доносителем» в оскорблении личности императрицы Анны Иоанновны. Князя по доносу приговорили к смертной казни (она была заменена ему на вечное заточение в крепость), лишили всех чинов и званий, орденских наград и имущества.
В 1736 году, находясь при штабе Миниха, участвовал в Крымском походе. Был при взятии Перекопа, Бахчисарая, Ак-Мечети. Высказывался против вступления русских войск в Крым, предлагая оставить главные силы русской армии для защиты Турецкого вала.
В следующем году присутствовал в сражении за Очаковскую крепость, непосредственного участия в котором не принимал. Миних поручил ему в этом деле начальствовать над внешней стороной осадной линии.
Участник событий у Очакова Х. Манштейн иронически писал:
«Принц Гессен-Гомбургский … занемог в то самое время, когда русские готовились идти на приступ, и выздоровел в день взятия Очакова».
Возвратившись с войны, принц Людвиг сделал важный шаг для своего будущего, ещё большего возвышения при российском Дворе. В январе 1738 года он женился на княжне Анастасии Ивановне Трубецкой, богатой аристократке. Она пользовалась большим расположением Елизаветы Петровны, тогда ещё великой княгини.
Поскольку генерал-фельдцейхмейстер оказался не в состоянии влиять на артиллерию русской армии, ему вскоре нашли новую, ещё более высокую должность. В 1738 году он стал президентом Военной коллегии. Тогда такому назначению не поражались разве что только «немцы».
Своё пребывание на этом посту он посвятил одному лично важному для себя делу: изобретательно и энергично он повёл интриги против генерал-фельдмаршала Бурхарда Миниха, надеясь занять его пост главнокомандующего.
Достичь этой высокой цели он так и не смог. В Русско-шведской войне 1741-1743 гг., которая началась при императоре-младенце Иоанне VI, а завершилась уже при императрице Елизавете Петровне, ему доверили командование только армейским корпусом. Корпус располагался у Красной Горки и прикрывал Санкт-Петербург со стороны южного берега Финского залива. Война же обошла Красную горку стороной.
…«Его величество случай» выпал на долю Гессен-Гомбургского с дворцовым переворотом, который возвёл на престол Елизавету Петровну. Он показал себя через посредничество своей жены ревностным её сторонником, «держа под своим контролем военные силы в столице». Хотя можно сказать, что императора – младенца Иоанна VI и его мать-регентшу (правительницу) защищать, в общем-то, никто не собирался.
Но как бы то ни было, принц Людвиг-Иоганн-Вильгельм оказался одним из активных участников тех исторических событий. Императрица Елизавета Петровна, как полагается после удачно совершённого государственного переворота, щедро наградила своих сторонников. Супруга принца была награждена орденом Св. великомученицы Екатерины, возведена в статс-дамы и стала одной из самых влиятельных лиц в придворном дамском обществе.
Ещё больший дождь наград пролился на её мужа. Он награждается чином генерал-поручика гренадерской роты лейб-гвардии Преображенского полка (её солдаты без единого офицера и осуществили дворцовый переворот). Рота была переименована в Лейб-компанию, капитаном которой стала сама государыня.
В 1741 году принц получил в своё распоряжение Сухопутный шляхетский кадетский корпус.
В день коронации новой всероссийской самодержицы, 25 апреля 1742 года, последовали новые высокие награды. Ими стали чины генерал-фельдмаршала России и подполковника лейб-гвардии Измайловского полка.
Новое повышение принц получил в том же году. Он назначается начальником нового правительственного органа, образованного в результате объединения Артиллерийской канцелярии и Фортификационной конторы.
Летом того же года в связи с отъездом государыни в Киев ему поручались в управление дворцы Санкт-Петербурга, оставшаяся в городе часть гвардии, а также полевые и гарнизонные полки близ столицы.
…Мечта о герцогской короне Курляндии всё это время не оставляли принца Людвига-Иоганна-Вильгельма. Новую «кампанию» в борьбе за этот престол он начал после ссылки герцога Бирона. Но за год до воцарения Елизаветы Петровны на это место претендовал принц Брауншвейгский. Великому придворному интригану казалось, что наступил самый удобный момент для осуществления своей мечты.
Императрица Елизавета Петровна была согласна дать Курляндское герцогство принцу и поручила послу Кайзерлингу выдвинуть его кандидатуру перед дворами Польши и Саксонии. Но король и курфюрст Август III самым резким образом отверг это предложение.
Такая «династическая неудача» привела к заметному падению престижа принца при российском Дворе. Это не могли сгладить и поместья, пожалованные ему в Лифляндии в 1744 году по случаю заключения мира со Швецией. Благосклонностью императрицы принц уже не пользовался.
Генерал-фельдмаршал Л.-И.-В. Гессен-Гомбургский решил покинуть Россию и возвратиться на родину. В августе 1745 года он «из-за тяжёлой болезни был вынужден выехать за границу». По дороге в Берлин принц скончался.
Историк М. Духовский писал в биографии этого человека:
«Он принадлежал к числу иностранцев, смотревших на Россию как на варварскую страну и служивших ради честолюбия».
.
Подчеркну: данный текст заимствован из биографического справочника Алексея Шишова «Фельдмаршалы России».
Комментарий к тексту опубликую.
К записи "Мой календарь. Людвиг Гессен-Гомбургский, придворный генерал-интриган четырёх императриц" пока нет комментариев