Оз Дневника Марии Фёдоровны

(Запись от 10 сентября 1915 года по нашему стилю)

Предыдущая запись: https://starodymov.ru/?p=48714

Приняла Мейендорфа, видела замечательного Орлова, которого уже, к сожалению, нет рядом с Ники, очень жаль, на редкость преданный и надёжный человек; я так радовалась, когда он был рядом с Ники. Он был очень трогателен, всё воспринимает правильно и прекрасно, хотя и глубоко задет тем, как он был отстранён без каких-либо объяснений, но это было не его желание, а её неправильное восприятие всего. Я видела также Ф. Ливена, который был в плену, выглядел плохо, истощён. Видела двух датских господ, Мейера и Мууса, которые с тремя германскими дамами должны были осматривать германских военнопленных в Сибири.

.

МФ несколько раз писала о несправедливом увольнении Владимира Николаевича Орлова (в узком кругу его называли Толстым – т.е. склонным к полноте), что я решил поинтересоваться его биографией.

На излёте империи в России имелось шесть основных династических ветвей по фамилии Орловы, и множество менее знатных. Граф Владимир Николаевич принадлежал к высшей потомственной, столбовой знати. Соответственно складывался и его послужной список: Пажеский корпус, Лейб-гвардии Конный полк, Свита Его Императорского Величества… Генерал-лейтенант. В боевых действиях не участвовал. Зато участвовал в Олимпийских играх 1900 года (Париж) в конном спорте.

Отличался аккуратностью в ведении документации, так что назначение его начальником Военно-походной канцелярии логично. Кроме того, он отлично водил автомобиль, и добровольно взял на себя обязанности (и право) стать личным шофёром императорской семьи и заведовать государевым гаражом.

Причиной его отставки от Двора стало крайне негативное отношение к Григорию Распутину. Направлен в распоряжение Николая Николаевича (Младшего), великого князя, ещё недавно бывшего Верховным Главнокомандующим, а теперь наместника на Кавказе. Николай Николаевич назначил его своим помощником по гражданской части – наверное, правильное решение по отношению к генералу, который всю карьеру сделал при Дворе.

В марте 1917 года уволен из армии. Проживал в Крыму с Николаем Николаевичем в посёлке Чаир, столь известном благодаря воспетому в песне парку, в котором распускаются розы… Вместе с великим князем и эмигрировал. Проживал в Париже, где и упокоился в 1927 году.

Был дважды женат. Упоминаю об этом с связи с тем, что его первая жена, княжна Ольга Белосельская-Белозерская, была племянницей «белого генерала» Михаила Скобелева, и её портрет писал сам Валентин Серов. Их сын Николай на протяжении десяти лет работал переводчиком в ООН. Потомки от этого брака и сегодня проживают в США.

Имя второй жены мне ни о чём не говорит, но коль уж назвал первую, негоже умолчать о второй. Графиня Елизавета Людерс-Веймарн, бывшая ранее замужем за неким ротмистром Кавелиным.

…Наверное, Орлова и в самом деле можно считать по-настоящему преданным Николаю II царедворцем. И недовольство по этому поводу МФ мне представляется вполне логичным.

.

Кто такой Ф. Ливен, найти не удалось. Никаких данных о нём нет в Именном указателе Дневников, Ливена с инициалом Ф. и подходящего по дате, нет в Сети, нет и в биографических справочниках «Дворянские роды России» и «Российские немцы в Первой мировой войне».

.

Ну а что касается взаимной инспекции по лагерям военнопленных, которую проводили представители Красного Креста России и Австро-Венгрии, я о ней уже упоминал, и больше добавить нечего. Хотя тема интересная, и я возможно, к ней ещё вернусь.

.

Мейендорф Феофил Егорович – барон, генерал от кавалерии и генерал-адъютант, почётный председатель Мариинского приюта для ампутированных и увечных воинов.

Мейер (инициалы отсутствуют) – полковник, представитель Датского Красного Креста.  О его коллеге по фамилии Муус вообще никаких сведений.