10 сентября 1825 года – убита Анастасия Минкина,

любимая женщина Аракчеева.

Алексей Аракчеев – историческая фигура одиозная. Уж что приписывают ему, а что есть истина – сейчас не принципиально. Но именно он считается самым жёстким сторонником муштры и шагистики для армии – и именно муштрой и шагистикой он подменял собственно военную подготовку. Он же стал инициатором создания военных поселений – этого истинного издевательства над сутью воинского ремесла. Вместе с тем, Аракчеев стал реформатором артиллерии.

Так вот, этот суровый педант и беспощадный гонитель свежей мысли оказался человеком, способным на глубокую, искреннюю и беззаветную любовь. Он отдал своё сердце своей крестьянке Анастасии Минкиной, которая стала полноправной управительницей его имения в Грузино.

Историки характеризуют эту особу в недобром свете. Прежде всего, по утверждениям биографов, она отнюдь не хранила верность своему благодетелю, поднявшему её на столь лакомую высоту – но тут уж такое дело: с её греховными похождениями, пусть бы сам граф и разбирался. Истинная беда в другом. Вроде как она зарекомендовала себя как жестокая властительница, которая больше всего боялась утратить своё влияние на возлюбленного, а потому делавшая всё, чтобы остаться на своём посту. Она выжимала из крепостных все соки, беспощадно наказывая за какие-то провинности. И больше всего доставалось от неё красивым девушкам, которые могли попасть на глаза барину.

Считается, что за это она и пострадала – из ревности изувечила лицо служанке… А её брат её же за это и зарезал.

Узнав о случившемся, Аракчеев бросил службу и примчался в Грузино разбираться. Александр I велел сформировать следственную группу для того, чтобы разобраться со случившимся. И выяснилось, что убийство совершено не в неком спонтанном порыве, что против Анастасии в усадьбе сложился целый заговор, в котором участвовало около десятка крепостных – настолько она всех достала-замордовала. В результате расследования несколько человек запороли кнутами, кого-то отправили на каторгу…

Правда, существует версия, что у случившегося имелась и политическая подоплёка. Якобы, будущие декабристы, которые готовили восстание, таким образом решили удалить от двора самого Аракчеева, как человека, беззаветно преданного государю. Лично мне эта версия представляется более чем сомнительной. Но она существует, так почему бы и не упомянуть…

.

Ну и ещё, коль речь зашла об Аракчееве.

В воспоминаниях графа Фёдора Ростопчина приводится такой эпизод.

Государь заявил мне, что он весьма счастлив, что он поздрав­ляет себя с тем, что посетил Москву и что назначил меня ген.-губернатором. Затем, когда я уже уходил, он ласково поцеловал меня в обе щеки.

По выходе в другую комнату Аракчеев поздравил меня с получением высшего знака благоволения, т. е. по­целуя от государя. «Я, — прибавил он, — я, который служу ему с тех пор, как он царствует, — никогда этого не получал».

Балашов просил меня быть уверенным, что гр. Арак­чеев никогда не забудет и не простит мне этого поцелуя. Тогда я посмеялся этому, но впоследствии получил верное доказательство тому, что министр полиции говорил правду и что он лучше меня знал гр. Аракчеева.

.

Алексей Аракчеев: https://starodymov.ru/?p=30584

Фёдор Ростопчин: https://starodymov.ru/?p=25578

Александр Балашов: https://starodymov.ru/?p=42188