18 мая 1995 года – умер Александр Годунов,

Одарённый советский и американский артист балета и кино.

Впрочем, известен он не только своим исполнительским мастерством, но и историей бегства «на Запад».

Люди старшего поколения, наверное, помнят художественный фильм «Рейс 222» 1985 года, в котором показали драматическую историю о том, как известный советский спортсмен после некоего заграничного турнира не желает возвращаться в СССР и остаётся в США. При этом сопровождавшая его жена, для которой решение мужа стало полной неожиданностью, оставаться на чужбине не желает, пытается улететь в СССР, однако американские власти рейс задерживают, чтобы оставить женщину «в свободной стране». Понятно, что в картине много чего от «соцреализма», но фильм, помнится, прошёл на «ура».

Так вот. В основу сюжета положены подлинные события – только в реальности невозвращенцем стал не спортсмен, а артист балета Александр Годунов. В конце концов его жена вернулась-таки в СССР – в фильме по доброй воле, а как там сложилось на самом деле, бог весть…

По официальной версии считается, что причиной его отчаянного демарша стал конфликт в руководстве Большого театра между Юрием Григоровичем, Майей Плисецкой и Герардом Васильевым. Вроде как волею обстоятельств Годунов стал заложником ситуации и потому не имел возможности танцевать во всю мощь своего таланта. Но при этом следует подчеркнуть, что пребывание в стенах Большого Александру много дало в профессиональном отношении – как артист балета он здорово вырос. И право, тут можно рассуждать двояко: может, и в самом деле мэтры затирали молодого конкурента, а с другой стороны, нельзя исключать, что и само юное дарование слишком о себе возомнило…

Нет у меня чёткого и однозначного ответа на этот вопрос.

Но при этом, на мой взгляд, следует учесть то обстоятельство, что Годунов учился в Рижском хореографическом училище вместе с другим будущим невозвращенцем, Михаилом Барышниковым, который к тому времени уже неплохо обосновался в США. И право, как-то сама собою напрашивается мысль, что это обстоятельство не могло не сказаться на подобном решении.

…Приходится признать, что приоткрывшееся в последнее время закулисье Большого для нас, обывателей, выглядит всё более неприглядным. Оказывается, за красивым фасадом скрывалось столько грязи, боли и интриг, что поневоле начинаешь задумываться: а кому это выгодно – разрушить нашу гордость, наше восхищение этим театром?..

Не скрою: по молодости я в духе доминирующей линии партии искренне осуждал невозвращенцев всех мастей. Сейчас я считаю иначе: пусть бы и уезжали, кому Советская власть не нравилась!.. Скольких трагедий и скандалов удалось бы избежать стране и людям, если бы не столь жёсткая позиция государства!..

Но тут приходится повторять не единожды уже говорённое: случилось так, как случилось. В августе 1979 года Александр Годунов попросил политического убежища в США. Он и остался в Штатах, а его жена, Людмила Власова, балерина, ныне хореограф танцев на льду, находилась на борту самолёта, который американцы задержали на трое суток. Конфликт удалось разрешить на самом высоком (выше некуда) уровне – в результате общения глав государств, Леонида Брежнева и Джимми Картера. Не знаю, не могу знать, как в реальности относилась к ситуации Людмила Иосифовна, но она оказалась в СССР, и вскоре оформила развод.

Оказавшись в Америке, Александр Годунов на некоторое время обосновался у Иосифа Бродского. Затем выступал в Американском театре балета, однако ушёл оттуда из-за конфликта с руководителем труппы Михаилом Барышниковым – училищная дружба испытания не выдержала…

Впрочем, Годунов рук не опустил (допускаю, что по отношению к артисту балета скорее применима какая-нибудь другая поговорка). Сформировал свою балетную труппу, с которой выступал с гастролями в Канаде, Японии, Австралии, Латинской Америке, конечно же, в Израиле…

Впоследствии снимался в кино; в частности, в картинах «Крепкий орешек» (здесь он пытался противостоять самому Брюсу Уиллису, конечно же, безуспешно), и «Зона» – остальных перечисленных в его биографической справке фильмов я не видел, потому и не называю.

Умер Годунов в полном одиночестве, вроде как от алкоголизма на фоне гепатита (или с точки зрения медицины данные термины следует поставить в обратной последовательности?). При этом смерть оставила ряд вопросов – близкие утверждали, что никаких признаков указанных болезней у него не наблюдалось, вскрытие тела не проводилось, родных из Европы не пустили, торопливо кремировали, и прах развеяли над Тихим океаном. На его кенотафе в Лос-Анжелесе осталась поминальная надпись: «Его будущее – в прошлом». Понимай как знаешь… Между прочим, на Введенском кладбище в Москве также имеется кенотаф, посвящённый артисту.

…Некогда давным-давно, после окончания Рижского хореографического училища Александра Годунова оставляли в Латвийском театре оперы и балета. Однако он распределению не подчинился, самовольно отправился в Москву, где его приняли в труппу «Молодой балет» Игоря Моисеева.

И как тут не вспомнить Акулу Додса из знаменитой экранизированной новеллы О’Генри, который рассуждает о том, как могла бы сложиться его жизнь, выбери он другую дорогу?.. Нам этого знать не дано! Единожды и навсегда выбранная дорога привела Александра Годунова именно к такому финалу…

Что случилось бы с ним при другом раскладе, мы можем фантазировать сколько угодно.

Счастье человека состоит в том, что он не умеет провидеть будущее – в этом я искренне убеждён!..

.