ДЕЖУРНЫЙ ШТУРМАН АВИАКОМПАНИИ «ЯМАЛ»

Последнее, что должен сделать экипаж перед тем, как направиться к своей крылатой машине – наведаться в кабинет дежурного штурмана. Группа наземного штурманского обеспечения, если говорить по-летному. Именно сюда стекается  самая свежая информация о состоянии воздушной трассы из пункта А в пункт Б.

Сегодня в кабинете дежурит ветеран авиации Виталий Ковырзин. Вроде бы ничем внешне эффектным не занят: с кем-то коротко переговорит по телефону, взглянет на карту или схему, которых тут множество, пробежится пальцами по клавишам компьютера – и все спокойно, без спешки и нервов… Но при этом он в курсе абсолютно всего, что происходит в воздухе на всех авиатрассах, по которым летают «борта» «Ямала». Такая вот у него работа: все знать!

На вопрос, трудно ли это, все знать, отвечает весомо и слегка снисходительно:

- Опыт.

- Виталий Григорьевич, а что такое для вас ЧП?

Вопрос загоняет Ковырзина в тупик:

- Это если только компьютер сломается. – И добавляет, усмехнувшись, чтобы быть правильно понятым: – Потому что тогда придется все расчеты делать по старинке, карандашом.

Расчетов же делать иной раз приходится немало. Ладно, если по трассе, скажем, Салехард-Тюмень все нормально и спокойно, ветерок легки и видимость во все стороны до горизонта… Тут штурману отлетающего экипажа достаточно попросту взять из специального ящика портфель с необходимыми документами, да и дело с концом. А ну как наползет вдоль Уральского хребта с Карского моря хищный язык тумана, взбесится в районе Ноябрьска залетевший из Якутии ураган, задует на высоте в десять тысяч невесть откуда взявшийся боковой ветер, а в довершение выяснится, что обледенела полоса на запасном аэродроме… А лететь-то надо! Вот тут-то и начинаются расчеты. Как проложить маршрут таким образом, чтобы обмануть все коварные выпады стихии, доставить пассажиров в пункт назначения и при этом обеспечить их максимальную безопасность.

Потому тут, у дежурного штурмана, всегда многолюдно. Кто-то изучает исполинскую карту региона, раскинувшуюся под плексигласом стоящего в центре стола. Кто-то уточняет схему захода на посадку в одном из аэропортов – они, эти схемы, размещены на планшетах на стенах. Кто-то просчитывает с Виктором Григорьевичем уточнения в новом маршруте полета. Ну а кто-то тоскливо ждет, пока будет дано добро на старт…

В самом деле, и чего волноваться и суетиться Виктору Григорьевичу, когда ситуация под контролем, когда информация поступает бесперебойно, когда такой опыт за плечами… И когда, к слову, веришь в опыт вот этих людей, которые идут к нему в кабинет бесперебойным потоком.

Николай Стародымов