А потом мы с Захаром решили посмотреть концерт самодеятельности Центра «Восток».

В зале, где состоялся концерт, мы раньше уже бывали, я запомнил полученный здесь урок: администрация в порядок рассадки зрителей не вмешивается, потому первые ряды, как правило занимаю упитанные дядечки и тётеньки покрупнее и понаглее. Потому я первым делом усадил Захара в первый ряд на детский стульчик… Правда, ему пришлось пересесть чуть в сторону, но всё равно он имел возможность видеть всё происходящее на сцене, не вытягиваясь поверх голов взрослых. Ну а сам я уселся на крайнее место возле выхода.

Наверное, это звучит фарисейски, но я люблю самодеятельность. Только не на экране, и не на большой сцене – там она выглядит нелепо, а вот в таких маленьких концертах. Потому что тут я близко и вживую вижу людей, которые своё время посвящают тому, чтобы реализовать своё творческое начало. Пусть они поют или танцуют неумело – они стараются это делать не ради прибыли, а во имя самореализации. Право, уважаю!

В концерте, который мы видели, мало кто выступал хотя бы относительно профессионально; зато все без исключения выступали от души. Признаться, не все выступления мне понравились, но я получил истинное удовольствие от увиденного и услышанного.

Это если в целом… Но если по частностям…

Например, именно на этом концерте я во всей полноте осознал мысль, которая уже некоторое время вызревала в моей голове.

Нынче для завоевания места на песенном эстрадном Олимпе требуется не так уж много: написать пафосный патриотический текст – и вовсе необязательно, чтобы в нём имелась правильная рифма, зато выверенная идеологическая правильность обязательна. Главное, чтобы почаще повторялось слово «Россия», которое каждый раз требуется выкрикивать так, чтобы любому слушателю стала очевидной потребность вторить певуну. И между этими патетическими выкриками чтобы звучало (приходится повторяться: не обязательно толком срифмованное) что-то про нивы и реки, дружбу и любовь, и всенепременно про кремлёвские звёзды и триколор… Всё! Право на выступление обеспечено!..

Надеюсь, каждому читателю очевидно, что мой выпад исключительно в адрес качества кое-как слепленного текста, который трудно назвать песней, и запредельной пафосности выступления… Не знаю, быть может, на юные умы и души именно такая манера патриотического воспитания действенна; что касается меня, то она мне видится неискренней идеологической поделкой на потребу дня. За патетическими выкриками не слыхать души!

Впрочем, это – так, реплика дилетанта.

В концерте принимали участие в основном юные и молодые воспитанники Центра. Они пели, танцевали, предлагали вниманию зрителей композиции – в современных мелодиях, современных костюмах, на фоне заглушаемых современной музыкой современных текстов, далеко не всегда понятных для восприятия, но в духе времени. Сказанное может показаться неприятием мною современности. Это верно только отчасти: мне, как старому консерватору, ближе другие песни и манеры, однако я, как последовательный диалектик, понимаю, что тележка с моим багажом культуры застряла где-то в запасных тупиках, и что по магистральному пути сейчас мчит экспресс масс-культуры…

Но вот смотрю я на то, как задорно и искренне танцевали и пели детишки – и не поднимется у меня рука бросить камень в самого неумелого исполнителя! Они занимаются, и занимаются искусством!.. Слишком много я вижу других примеров – и потому с такой искренней симпатией отношусь к тем, кого увидел в тот вечер на «восточной» сцене.

Захар за время концерта поднимался и подходил ко мне трижды. Причём, в первый раз специально для того, чтобы выразить восхищение по поводу того, как выступал хор возрастных жительниц нашего района; самой старшей среди них, как сообщил ведущий, 91 год. А одной из участниц на сцену поднимали каталку-ходунок на колёсиках, чтобы она могла стоять и не выпадать из общего ряда… Хористки спели две русские песни, плавно и в такт покачиваясь, подобно камышу или берёзкам на ветру. Вот это исполнение песни в такт с синхронным покачиванием и произвело на Захара столь мощное впечатление.

Равно как и то, как руководительница коллектива из зала, стоя за дирижёрским пультом, корректировала выступление.

По окончании внук допытывался:

- А что они сами не знают, как петь?.. И как качаться?..

Пришлось разъяснять Захару, в чём состоит задача дирижёра и художественного руководителя. И что такое синхронизация, тоже рассказал, пусть даже он не запомнит этого слова.

Второй раз внук подошёл ко мне, чтобы поделиться восхищением от двух девушек – простите, я не знаю, как правильно назвать это эстрадно-цирковое представление, когда в руках виртуозно вращаются шестики длиной метр или немного поболе… Самодеятельные актрисы грациозно перемещались по сцене, передавали шесты друг другу, перебрасывались ими – и всё это не прекращая их коловращения.

Захар и бабушке пытался рассказать об этом номере, по возвращении домой, подкрепляя движениями ладоней.

И ещё внук поделился, что ему понравилось выступление девушки с русским народным танцем. Что тут скажешь?.. Меня это тронуло: и то, что ему нравится народный фольклор, и что понравилась ему эта статная девушка, которая и в самом деле умеет танцевать.

И мне очень жаль, что внук впоследствии не вспомнил ещё об одной исполнительнице. Девочка исполняла художественно-акробатический этюд на специально для номера вынесенной на сцену скамейке. Гибкость она демонстрировала поистине замечательную.

.

О моём отношении к самодеятельности: https://starodymov.ru/?p=24974