Доклад Ефремовские чтения 2023

Три идеальных женщины глазами Ивана Ефремова

Путь совершенства и путь войны.  От эволюции биологической – к социальной. Женщина будущего

основа для доклада – Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». / Выпуск 65.  Иван Ефремов.  Три идеальных женщины.

Часть-3

Начало: http://starodymov.ru/?p=42888

Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=42891

Таис Афинская

Переходя  к образу Таис Афинская, я хочу сказать, что здесь для Таис Афинской, конечно, можно тоже найти аналогию с Сарасвати, с этой красивой богиней, которая, как правило, изображается в белом саре, рядом с ней лебедь и лотос. Она держит в руке книги, она держит в руке музыкальные инструменты. Одновременно мы можем говорить, что Таис Афинская ещё символизирует любовь и разные стадии этой любви, от физического влечения, то, что мы увидим в самом начале романа, когда будет показан её роман с Птолемеем, и заканчивая каким-то таким поиском духовного родства, которое, правда, для неё так и окажется невозможным.

И здесь, конечно, говоря про Таис Афинскую, можно попробовать найти некую аналогию с Лакшми, потому что Лакшми – это богиня любви, богиня красоты, она много внимания уделяет своей внешности. Одновременно мы увидим, конечно, и какие-то элементы Сарасвати, потому что всё-таки Сарасвати  – это искусство. И одновременно даже Дурги, потому что сожжение Персеполиса – это явно путь какого-то такого знаете глобального преобразования, это путь уже переделки мира и пространства, как раз то, что характерно для Дурги – для этой очень жёсткой, мужественной, сильной богини. И все три богини символизируют, я повторяю, женскую энергию Шакти.

«Таис подняла руку и громко обратилась к Александру:

- Ты знаешь, я никогда не прошу наград и подарков. Но если тебе хочется, разреши сказать речь и не гневайся, если она тебе не понравится.

- Речь! Речь! Таис, речь! – дружно заорали воины. Александр весело кивнул, выпил неразбавленного вина и снова опустился на трон. Леонтиск и Гефестион расчистили место на столе, но Таис отказалась.

- Человек не должен становиться ногами туда, где он ест. Это привычка варваров! Дайте мне скамью!

Услужливые руки мигом поставили тяжелую скамейку, отделанную слоновой костью. Таис вскочила на нее, похлопала в ладоши, призывая к вниманию. Она могла бы и не делать этого. Все глаза были прикованы к ней.

Гетера начала со слов благодарности Александру за приглашение, Птолемею и Леонтиску за помощь в странствовании и за чудесного коня. Этот конь дал ей возможность не только проехать десять тысяч стадий через страны Сирии и Финикии до Вавилона, но и единственной из эллинских женщин совершить поход в пять тысяч стадий до Персеполиса.

- Этот город, – продолжала Таис, – сердце и душа Персии. К моему великому удивлению, кроме сокровищ и роскошных дворцов, здесь нет ни храмов, ни собрания ученых и философов, ни театров, ни гимнасионов. Не созданы статуи и не написаны картины, прославляющие красоту и подвиги богов в образе людей и божественных героев. Кроме надменных толстомордых быков-царей, принимающих дары, и процессии раболепствующих и пленных, здесь нет ничего. Чащи колонн по сорок локтей на платформе в тридцать локтей высоты – все это лишь для того, чтобы возвысить владык унижением подданных. Ради этого здесь трудились искалеченные эллины, ионийцы, македонцы и фракийцы, толпу которых мы встретили? Ради этого Ксеркс со своим злым сатрапом принес кровь и смерть в Элладу, дважды сжигал мои родные Афины, увел в плен тысячи и тысячи искусных мастеров нашей страны? Я здесь одна с вами, герои-победители, повергшие в прах могущество недобрых владык. Я служу богине красоты и знаю, что нет хуже преступления, чем поднять руку на созданное человеком прекрасное. Но если это служит злой власти? Тогда оно всего лишь обман, ибо нет красоты без добра и света!

Таис простерла вперед руки, как бы спрашивая весь зал. Воины одобрительно и грозно загудели. Гетера вдруг выпрямилась, как спущенная тетива.

- Завтра вы уходите на север, оставляя в неприкосновенности обиталище сокрушенной вами деспотии! Неужели я одна ношу в своем сердце пожарище Афин? А мучения пленных эллинов, длившиеся до сих пор, слезы матерей, хотя бы это и было восемьдесят лет назад?! Неужели божественный Александр нашел удовольствие усесться на троне разорителя Эллады, будто слуга, забравшийся в покои господина?

Голос афинянки, высокий и звенящий, хлестнул словами как бичом. Александр вскочил, будто ужаленный. Люди оцепенели.

Александр молчал, глядя на Таис, склонившую голову как в ожидании удара.

- Что же ты хочешь, афинянка? – спросил царь таким львиным рыком, что закаленные воины вздрогнули.

Вся, напрягшись в волевом усилии, Таис поняла великую власть полководца над людьми, магическую силу его голоса, подчинявшего громадные толпы людей.

Таис подняла на Александра огромные горящие глаза и протянула руку.

- Огня!»

И возвращаясь к «Таис Афинской», я хочу сказать, что для нее важен путь любви, но она не может найти в произведении человека, с которым она может пройти совместный путь. «Любовь у нас только в совместном пути», я напоминаю эту фразу, звучащую, правда, в «Часе Быка», и реализовать свои потребности она тоже не может через мужчину. Нет мужчины, который мог бы реализовать себя именно благодаря Таис Афинской. Любовь Таис Афинской – это страсть, это такая пламенная, огненная энергия, которую не всякий мужчина выдерживает. И даже, как мы выясняем, полководцу Александру Македонскому выдержать эту страсть достаточно долго оказывается невозможно. Таис Афинская фактически символизирует собой сочетание и женских, и мужских качеств, то есть в ней мы видим стремление к свободе, способность быть независимой и, в том числе, быть материально независимой, способность фактически самостоятельно принимать решения. И вот даже тот эпизод, когда она отправляется в поход наравне с мужчинами очень хорошо характеризует её, как мужественную женщину. Таис Афинская – это во многом муза, это женщина, вдохновляющая мужчин на подвиги, но и женщина, способная в какой-то степени даже манипулировать мужчинами. Если мы вспомним её речь рядом с Александром Македонским, она, в общем-то, как оратор сумела вдохновить мужчин на то, чтобы поджечь дворец персидского царя. Это была месть за сожжение Афин, за сожжение Дарием греческих городов.

Здесь я хочу сказать, что Греция смогла состояться, как такая уникальная культура, как уникальная площадка, как остров уникальной культуры во многом благодаря тому, что весь Ближний Восток был занят переделом мира. Весь ближний Восток отделила своё собственное пространство, и они разбирались с тем, какие территории кому принадлежат. Поэтому им было во многом  не до Греции. И только за счёт такого удивительного исторического факта, Греции успела состояться, как абсолютно уникальная  культура, как абсолютная уникальная цивилизация. Тем не менее, всё-таки попытки захвата вот этой греческой территории Средиземноморья со стороны Ближнего Востока были, и это как раз нашло отражение вместе со стороны Таис Афинской и Александра Македонского.

Когда они вдвоём сожгли персидского царя Дарья в Персеполисе, поэтому Таис Афинская – это своеобразный образ, это образ более сложный, конечно, чем образ просто гимнастки Симы. Это образ мыслящей женщины, которая самостоятельно принимает решения, не опираясь при этом на какую-то там мужскую логику, опираясь скорее на собственный здравый смысл. Ну, и даже опираясь на помощь своих подруг из числа рабынь.

И финал жизни Таис Афинской, финал по роману, ей где-то около 40 лет, состоит в том, что она выбирает путь служения людям, служения идеи справедливости. Она уходит в город под названием Уранополис, город неба, город посвящённый Афродите Урании. Несколько утопичный город. Город, который обречён фактически на разрушение соседями, город опередивший своё время, потому что в этом городе пытаются установить порядки высокой культуры, благородства, справедливости. В общем, всего того, что в том мире и в той эпохе ещё существовать не может.

И как раз фактически идею Уранополиса, города будущего, мы увидим и в следующем произведении Ефремова. Ну, следующим в нашем перечислении, а так оно было написано раньше. Я имею в виду «Час быка», как произведение о социальной эволюции. Если «Лезвие бритвы» – это произведение, в котором во многом доминантой является идея биологической эволюции, и идеи ароморфозы, как биологического совершенства, то для «Часа быка» центральной идеей является социальной эволюции.

.

От модератора:

Александр Македонский: http://starodymov.ru/?p=40727

Персия: http://starodymov.ru/?p=34647