2.

Начало: http://starodymov.ru/?p=41694

Как известно, осенью 1941 года войска Гитлера и Маннергейма замкнули вокруг Ленинграда блокадное кольцо. Правда, задушить город им не удалось – проложенная по Ладоге «Дорога жизни» спасла его. Ну а когда сошёл лёд, по озеру наладили сообщение между Ленинградом и «Большой землёй» плавсредствами. А со временем и вовсе протянули в город и силовой кабель, который подавал электричество, и трубопровод для перекачки топлива – этот факт, впрочем, к теме данной публикации прямого отношения не имеет.

Но главное, о чём сейчас идёт речь, это фашисты-союзники осознали, что война затягивается. Взять Ленинград очень хотелось – за счёт этого высвобождались бы немалые силы, которые могли использоваться на других направлениях… Для этого требовалось перекрыть «Дорогу жизни». Но как?.. Германско-финское командование пришло к выводу, что в южной части озера требуется создать базу. Для этого как раз и идеально подходил остров Сухо – он контролировал перекрёсток трёх водных путей, ведущих к Неве, Свири, к Волхову.

Следует отметить, что этот искусственный клочок суши Красная армия к тому времени уже взяла под охрану. Здесь располагался небольшой гарнизон – около ста человек. В это число входили артиллеристы, зенитчики, подразделение охранения, строители, маячная команда, наблюдатели, радисты… В это же число входило и сколько-то женщин.

На вооружении они имели три 100-мм орудия, зенитные пулемёты и стрелковое оружие. Думаю, что даже самому дилетанту от военного дела понятно, что силы для обороны островка явно недостаточные. С другой стороны, и такому количеству разместиться здесь было тесновато.

В довершение добавлю, что оборудование острова в инженерном отношении производилось по временному варианту, да и то завершить не успели. А главное – не успели оборудовать береговую линию на случай высадки десанта: здесь не протянули даже какого-никакого забора из колючей проволоки, не говоря уже о более основательной защите.

Командовал гарнизоном старший лейтенант Иван Гусев.

Фашисты возлагали на захват островка большие надежды. Потому силы задействовали для реализации плана немалые. На Ладогу доставили из Италии несколько катеров; из Германии привезли несколько самоходных многофункциональных паромов… Следует почеркнуть, что разработал конструкцию паромов-катамаранов подполковник Фриц Зибель – соответственно, и плавсредства назвали «зибель», и он сам же и принимал участие в планировании операции. Офицер люфтваффе, он невесть по какой причине спроектировал установку на баржах именно авиационных двигателей. Изначально эти плавсредства планировалось задействовать для высадки десанта на Британских островах, да вот не пригодились.

Основные силы десанта – 23 судна различного класса – вышли из северных шхер озера, из района Сортавала (Сердоболь). Вооружение они имели немалое: три десятка пушек среднего калибра, да плюс полторы сотни автоматических малокалиберных орудий. По численности десанта точных данных не сохранилось, по причине, скорее всего, того, что он формировался от разных структур.

Несмотря на непогоду, десантную операцию поддерживала гитлеровская авиация; хотя о её вкладе в операцию сведения сохранились самые противоречивые.

Следует обратить внимание на тот факт, что в операции принимала участие команда абвера, состоявшая из бывших советских военнопленных – впрочем, непосредственно в высадке они не участвовали.

Защитники острова обнаружили приближающийся десант рано утром 23 октября. С этого момента и начались боевые действия.

Что и говорить, силы, конечно, изначально складывались неравными. Однако наши выдержали штурм!..

В самом начале гитлеровцы сумели разрушить антенну, лишив защитников связи, и самой возможности сообщить о случившемся. Им теперь пришлось полагаться только на себя. Забавно (насколько, конечно, это слово применимо в данной ситуации), что впоследствии уничтожение антенны пилоты люфтваффе приписывали себе, а артиллеристы барж – себе.

Немцы брали численностью. В короткое время защитным сооружениям острова они нанесли немалый урон; среди красноармейцев появились убитые и раненые. Однако добились успехов и советские артиллеристы, уничтожив по меньшей мере один паром и нанеся урон нескольким другим судам.

Как там, у поэта: «…были в перестрелке, что толку в этакой безделке»… Немцам требовалось захватить остров!.. Между тем, десантирование удавалось с трудом. Один десантный корабль сел на мель, другой не смог приблизиться к острову… В результате высадилось только примерно восемьдесят человек. Вроде как численно меньше, чем наших, однако это были опытные солдаты – не радисты и не наблюдатели, и уж тем паче не девушки строительной команды…

На острове образовалось несколько очагов обороны. На некоторых рубежах завязалась рукопашная.

…Ситуацию перевернула случайность. Впрочем, та случайность, которая на войне случается нередко.

Неподалёку от места боя проходили два советских боевых, хотя и слабо вооружённых, корабля – катер и тральщик!.. Оценив ситуацию, командиры тут же сообщили командованию о происходящем, а сами вступили в бой – в полнейшем понимании слова, в неравный (представить только себе соотношение пушек!)! Это вмешательство двух дерзких судёнышек мгновенно изменило соотношение сил. Во-первых, гитлеровская армада, не располагая сведениями об атаковавших их с тыла советских кораблях, отвлеклась от выполнения своей основной задачи. Ну а вскоре над местом сражения показались советские бомбардировщики.

Потеряв несколько судов, гитлеровской флотилии пришлось убираться восвояси, бросив часть десанта на произвол судьбы.

…Вот такое боестолкновение. Длилось оно всего-то часа три. Немцы потеряли около сорока человек убитыми и шестеро попали в плен. У наших погибло семеро человек, впоследствии двое умерли из числа раненых, и более двадцати получили ранения.

.

«Дорога жизни»: http://starodymov.ru/?p=39056