Начало: http://starodymov.ru/?p=40883

…В знаменитом «Поучении Владимира Мономаха» содержится такой завет сыновьям и, соответственно, всем преемникам престола: «Всего же более убогих не забывайте!». Знала Екатерина эту заповедь или нет, неведомо; вполне возможно, что и знала, при её любознательности. Но то, что она следовала этому принципу, это факт. Правда, как обычно, рачительная матушка-Императрица старалась решить задачу за чужой счёт.

Скажем, в 1775 году она издала т.н. «Городовое уложение», которое предписывало каждому сословию озаботиться тем, чтобы его нетрудоспособным сочленам оказывалась материальная помощь. Теоретически это выглядело логично: каждый помогает человеку своего социального слоя. А на практике?.. Богатое купечество, скажем, в 1896 году потратило на структуры общественного призрения миллион с четвертью рублей. Мещанство, куда более многочисленное, смогло пожертвовать для своих малоимущих «коллег» только четверть миллиона. Ну а ремесленники, которых насчитывалось значительно больше, собрали еще меньше – всего около 171 тысячи рублей.

Тем не менее, несмотря на все издержки, ряд благотворительных начинаний Екатерины Алексеевны приносили свои благие плоды. Это относится, в частности, к богадельням и «работным домам». Императрица исходила из тезиса, что далеко не все нищие и попрошайки являются, опять же говоря современным языком, люмпен-пролетариями по своей природе, что многие стали таковыми исключительно по воле злого рока.

И вот 12 августа 1775 года она своим указом предписала для «ленивцев» устроить работные дома. «Ленивцам» предписывалось заниматься общественно-полезным трудом и получать за это «надлежащую» плату.

Представляется познавательным рассказать об истории московского «работного дома».

В свое время еще Пётр I счёл необходимым построить на Яузе полотняную фабрику, на которой работали выслужившие срок матросы – ныне эта улица именуется Матросской Тишиной. Екатерина перевела фабрику в Новгород. Московский главнокомандующий граф Яков Брюс предложил использовать пустующие помещения именно под «работный дом». Екатерина идею поддержала – решила, что это экономически оправданно. Государыня милостиво соизволила использовать под данный проект 15.992 рубля, которые хранились в Московском магистрате, остальные же средства порекомендовала заработать, построив кирпичный завод. То есть казна на проект практически не потратилась.

Когда же худо-бедно комплекс помещений был достроен, приведён в порядок и заселён, он стал официально и пышно именоваться Екатерининским богадельным домом, в то время как местные жители окрестили его просто Матросской богадельней. Здесь разместился целый комплекс благотворительных учреждений: дома для ветеранов, инвалидов, сирот и неизлечимо больных, лечебница для душевнобольных, а также «смирительный дом» с фабрикой – то есть то, что мы сегодня именуем исправительно-трудовым лагерем.

Знаете, что больше всего поражает, когда знакомишься с историей данной богадельни? Князь и княгиня Алексей и Александра Долгорукие, правда, несколько позже описываемого времени, выделили средства на содержание 20 «нижних чинов» (т.е. солдат и унтер-офицеров), другое отделение (кто его учредил – мне установить не удалось) содержало 60 увечных и престарелых воинов… Честь и хвала этим людям, которые из своих средств учредили такие, как бы это сказать, личные мини-фонды… Казна же, как правило, не слишком заботилась об увечных воинах. Неужто это тоже наша исконная традиция?..

Впрочем, вернемся к Екатерине. Вскоре по восшествии на престол государыня обратила свой просвещённый взор на душевнобольных сограждан, в том числе, вернувшихся с войн. 1 ноября 1762 года она издала Указ, в котором предписывалось принять меры для призрения данной категории россиян. В 1766 году последовало распоряжение о создании судебно-психиатрического учреждения. Дело, казалось бы, благое: если человек совершил преступление, будучи «не в своем уме», его нужно содержать отдельно от остальных «колодников». Более того, матушка-Императрица предписала держать таких людей без кандалов и обращаться с ними без строгости, «поелику они люди в уме поврежденные». Прекрасно! Только всё опять упёрлось в те же ворота: денег на реализацию «прожекта» не нашлось – зачастую душевнобольные содержались совместно с уголовниками.

Несправедливо обойти вниманием и начинания Екатерины в области призрения сирот. В этом деле она следовала Указу Петра I от 4 ноября 1715 года, который предписывал заботиться о «зазорных» младенцах.  В связи с учреждением государственной системы общественного призрения детей даже учредили медаль с надписью «Да не погибают». Эстафету подхватила Екатерина II. Именно с периодом её правления связан следующий, после Петра, всплеск заботы о незаконнорождённых детях и сиротах. Указом от 7 ноября 1775 года она предписала в каждой губернии создать специальные приказы, которые ведали бы вопросами общественного призрения, и в том числе заботой о сиротах.

…Что и говорить, Екатерина Великая сделала много доброго для страны. В том числе и в сфере благотворительности. Достаточно сказать, что на протяжение всего её царствования она ежемесячно подписывала не менее 12 правовых актов, призванных регламентировать деятельность государственного аппарата. Если учесть, насколько скрупулезно царица старалась вникнуть в глубинную сущность каждого документа, согласимся, что это немало.

И всё же…

Пуская пыль в глаза Европе, Екатерина пышно объявила об учреждении Комиссии о сочинении проекта нового уложения (читай: свод законов Империи), которая просуществовала два года и тихо прекратила своё существование. Это закономерно – хотя бы и номинально ограничивать свою абсолютную самодержавную власть императрица не желала. Историк, писатель и публицист екатерининской эпохи князь Михаил Щербатов писал, что государыню крайне возмущало само наличие неких законов, которые могли бы хоть в минимальной степени ограничить её власть: «разве я не могу, невзирая на законы, сего учинить».

Впрочем, какое-то время ей удавалось в глазах большинства европейских просветителей (за исключением, пожалуй, скептика Жан-Жака Руссо) поддерживать имидж просвещенной монархини.

Но вот в Россию в 1774 году пожаловал Дени Дидро («Дидерот», как позднее презрительно именовала его Екатерина). После этого визита в Европе началась целенаправленная кампания по развенчанию того возвышенного ореола, который столь тщательно формировала вокруг себя российская императрица. Сам Дидро заявил недвусмысленно: «Русская императрица, несомненно, является деспотом». В фундаментальном труде аббата Рейналя «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях», выдержавшего более 70 изданий на ряде языков, в том числе и на русском, большой раздел посвящён разгромной критике положения и порядков, царивших в России. На примере России автор доказывал гибельность для страны неограниченной монархии, переходящей в деспотизм, а также крепостного права.

…Нет в природе человека идеально хорошего или абсолютно плохого. Причём, чем более высокое положение этот человек занимает, тем более требовательно мы к нему относимся. Екатерина – не исключение. От горячего сердца или холодного ума – тем не менее на благотворительном поприще для России она сделала (или старалась сделать) немало. Ну а то, что она оставалась представителем своего времени… Не будем бросать в неё камень!

.

«Поучение Владимира Мономаха»: https://starodymov.ru/?p=3723

«Работные дома»: https://starodymov.ru/?p=39920

Из истории борьбы с нищенством: https://starodymov.ru/?p=27862

Жан-Жак Руссо: https://starodymov.ru/?p=40550