23 июня 1782 года – родился Пётр Котляревский,

ныне забытый герой Кавказских войн начала XIX столетия.

К сожалению, не успел подготовить об этом выдающемся полководце цельную публикацию. Причём, по поводу выдающегося я не погорячился: не случайно его современники называли кавказским Суворовым; а ещё генерал-метеором. Сколько побед он одержал! – и всегда значительно меньшими силами, и за счёт неожиданного манёвра, при минимальных потерях. Солдаты его обожали.

А потому – только несколько фрагментов его невероятно насыщенной чрезвычайно короткой боевой жизни; эти короткие заметки я подготовил к тем или иным датам.

.

Несколько лет назад по одному из телеканалов проводился опрос, кого можно считать лучшим полководцем России. Развернулась нешуточная дискуссия, которая, признаться, меня порадовала: значит, зацепила тема.

Присоединился к дискуссии и я, подготовив вот такую публикацию, отдавая свой голос за генерала Петра Котляревского.

Между прочим, в ходе той информационной кампании писал я и о том, кого из «великих» я бы в список не включал: https://starodymov.ru/?p=11901

.

Петру Степановичу на редкость не повезло по части известности. Он совершал полководческие подвиги, равных которым мало знает история, но поскольку воевал он на Кавказском театре военных действий, их затмили сполохи «грозы 12-го года».

Пётр Степанович увидел свет 12 (23) июня 1782 года. Ему было всего 14, когда он принял боевое крещение, участвуя в штурме Дербента. И со временем завоевал славу непревзойдённого мастера брать крепости. Во всех сражениях против турок (война 1806-1812 годов) и персов (1804-1813) возглавляемые Котляревским войска по всем показателям уступали противнику. По всем, кроме психологического – они умели воевать и беззаветно верили в своего командира. С горсткой егерей, гренадер и казаков Пётр Степанович преодолевал непроходимые хребты, появлялся со стороны, откуда его не ждали, и выполнял поставленную задачу. Именно благодаря его победам Персия подписала в Гюлистане мирный договор, в котором отказывалась от притязаний на Дагестан и все грузинские царства.

31 декабря 1812 года при штурме Ленкорани тридцатилетний Котляревский получил страшные раны, после чего был уволен и сорок лет жил инвалидом, испытывая жесточайшие муки. Страдал не только от ужасных болей физических, но и от того, что Отечество напрочь забыло о подвигах, совершённых русским солдатом в горах и долинах Кавказа.

.

У каждого человека, который интересуется историей, есть среди героев былых времён люди, к которым питаешь особое расположение. Сейчас я расскажу об одном боевом эпизоде одного из тех, кого считаю одним из самых замечательных полководцев Отечества, совершенно незаслуженно обойдённым нашей памятью.

Речь пойдёт об одном из славных подвигов генерала Петра Котляревского и его чудо-богатырей. Ну право, обидно, что таких героев нашей истории, как Пётр Степанович помнят очень немногие… Слава его побед, одержанных в Русско-персидской войне 1804–1813 годов, оказалась напрочь оттеснённой куда-то на задворки отечественной историографии наполеоновскими походами.

Между тем, генерал Котляревский в Закавказье демонстрировал буквально чудеса военного искусства. Одним из таких чудес можно считать бой у армянского села Мегри. Здесь персы сосредоточили полуторатысячный гарнизон при семи орудиях – планировалось его использовать для последующего наступления на Карабах. Сам же Котляревский имел возможность противопоставить им менее пятисот человек. При этом русскому отряду предстояло штурмовать укреплённый лагерь!..

Казалось бы – никаких шансов на успех!..

Однако 17 июня 1810 года отряд пошёл на штурм Мегри и овладел укреплением; потери при этом составили 35 русских против более 300 персиян. В результате «кизылбашам» пришлось оставить намерение ударить на Карабах.

.

На протяжении веков за обладание кавказским регионом между собой воевали Турция и Персия. Но когда христианские территории края на рубеже XVIII–XIX веков получили от России конкретную военную помощь, эти извечные враги в какой-то момент решили объединиться против северного соседа. Со временем стало очевидно, что задумка изначально обречена, однако попытку такую извечные соперники предприняли, и сделали это в период, когда основные военные силы Россия задействовала на европейском театре военных действий.

И во второй половине 1810 года персидское войско устремилось на соединение с турецким.

Чтобы воспрепятствовать этому, русское командование направило к крепости Ахалкалаки двухтысячный отряд полковника Петра Котляревского.

Ахалкалаки – в переводе с грузинского «Новый город» – это небольшой городок, ныне расположенный у самой границы с Турцией. К Российской империи он присоединился в 1828 году, и сделал это генерал Иван Паскевич. Когда это стало очевидно, проживавшие здесь грузины-мусульмане отселились вглубь Османской империи, и оставленное ими поселение заселили в основном армяне-христиане, потому сегодня можно встретить утверждение, что Ахалкалаки – это самый армянский город Грузии…

Но это случилось позже. В 1810 году Ахалкалаки ещё принадлежал Турции, и описываемый поход можно рассматривать как отчаянной дерзости диверсионную вылазку прославленного генерала и его отважных соратников.

Котляревский вошёл в историю как великолепный мастер совершать неожиданные ходы, чем постоянно ставил противника в тупик. Летом всё того же 1810 года он с полутысячей всего лишь храбрецов отбил попытку вторжения тридцатитысячного войска иранского наследного принца Аббаса-Мирзы в Карабах, обойдя его и завладев крепостью Мегри за спиной вторгшегося неприятеля, что вынудило персиян отказаться от задуманного и повернуть вспять…

Аналогично «кавказский Суворов» поступил и в этот раз. Отряд под его командованием – малочисленный, но прекрасно подготовленный – прошёл горными тропами через заснеженный перевал, появился под стенами крепости, в которой стоял турецкий гарнизон, и в ночь на 8 декабря изготовился к штурму.

На рассвете защитники, не ожидавшие от противника такого манёвра, увидели, что к стенам уже даже приставлены штурмовые лестницы, что повергло их в шок. Русские солдаты ворвались на стены, захватили пушки, после чего сопротивление турок потеряло всякий смысл. Русские егеря в результате штурма потеряли всего сорок человек – конечно, каждая жизнь бесценна, однако согласитесь, что потери для штурма настоящей крепости с артиллерией и численно превосходящим гарнизоном это всё же потери минимальные.

Тем самым попытка соединения войск новоявленных союзников в единый фронт была сорвана.

Генерал Котляревский за этот подвиг получил генеральские эполеты – а ему исполнилось всего 28 лет. Участвовавшие в походе два гренадерских батальона награждены Георгиевскими знамёнами.

.

Пётр Котляревский – вообще один из моих любимых героев отечественной истории. Он ведь такие подвиги совершал – просто невероятно!.. А сегодня забыт напрочь! Он был совсем молодым, когда получил тяжелейшие раны под Ленкоранью, и потом лет 20 жил в своём крохотном поместье, всеми забытый, мучаясь жуткими болями. Повсеместно славили победителей Наполеона, на Кавказе гремела слава Алексея Ермолова, а затем Ивана Паскевича, а Котляревский и его подвиги оказались напрочь забыты неблагодарными потомками.

.

Кого заинтересовала биография этого поистине замечательного человека, предлагаю прочитать о нём «миниатюру» Валентина Пикуля: http://starodymov.ru/?p=27360 .