15 апреля 1912 года – затонул «Титаник».
Некоторые мысли по этому поводу
Сколько же версий вокруг этой трагедии!.. Безалаберность, заговор, мистика, исключительно природный фактор…
На днях показывали передачу по этому поводу, которая выстроена в форме озвучивания десяти случайностей, которые в совокупности привели к трагедии. Авторы подчеркнули, что ни одна из них не могла бы стать роковой, и даже сочетание двух-трёх не привели бы к этой грандиозной трагедии. Однако вот сошлись все десять – и пароход затонул. Значит, делаю я вывод, вмешался ещё один фактор случайности, одиннадцатый, который и свёл воедино все указанные.
В чём он, этот дополнительный фактор, никто не знает. И вряд ли это станет когда-то ведомо.
Кто-то говорит о египетской мумии, которую перевозили в трюме – якобы, она и накликала беду древних богов. Кто-то считает, что причиной стал заговор, устроенный американскими экономистами-радикалами против своих более консервативных коллег-традиционалистов…
О «Титанике» знают все, и сегодня будут писать и говорить о нём по всем каналам – телевидения и интернета. Так что я не стану присоединяться к этому сомну комментаторов. Выскажу только несколько суждений.
Нередко мне доводится слышать тост-шутку, суть которой заключается в следующем.
Не следует произносить тост за здоровье или богатство – на «Титанике» все были здоровы и богаты; а давайте выпьем за удачу, ибо только она помогла кому-то из пассажиров спастись.
Как правило, тост имеет успех.
Но это если просто воспринять его на слух, да под хорошую закуску… А если подумать?..
Вспомним про деление пассажиров на классы – что в социальном плане, что в размещении на пароходе. Даже в этот период страшной опасности у обладателей тугого кошелька шансов на спасение оставалось кардинально больше, чем у запертых на нижних палубах пролетариев.
Человеческая цивилизация изначально построена на несправедливых изначальных законах. И «Титаник» можно расценивать именно как кусочек этой самой цивилизации, как иллюстрацию его.
Его капитан гонит корабль вперёд, желая установить рекорд, изначально полагаясь на вроде как не свойственный британцам «авось», и не особо озаботившись тем, что у вперёдсмотрящих нет даже биноклей. Ему, отправившемуся в последний рейс в своей карьере, нужны слава и пенсия – и он, разогнав машины до скорости выше положенного, спокойно отправляется почивать.
Его помощник просто выполняет приказ, не считая нужным задуматься о личной ответственности за положение дел. Чего думать и вступать в пререкания с капитаном – пусть у того голова болит.
Вперёдсмотрящие честно выполняют обязанности, вглядываясь по курсу во мглу… И как тут не вспомнить библейское – про слепцов, которые ведут неведомо куда других слепцов?.. Как раз к этим двоим ребятам – никаких вопросов: они-то уж честно выполнили свой долг, они успели ударить в тревожный колокол; в том, что было уже поздно нет их вины.
Равно как и тот кочегар, который до последнего пытался бороться с огнём в угольной яме. Тоже ведь показатель: пассажиры понятия не имели, что плывут на корабле, в трюме которого бушует пожар.
Радисты принимали и отправляли телеграммы, заботясь о прибылях компании (и, понятно, о своих комиссионных), и в этом потоке не обратили внимания на сообщение о том, что на пути «Титаника» оказался исполинский айсберг. Деньги застили предупреждение об опасности.
Члены экипажа парохода принялись пускать ракеты – призывы о помощи; а на тех кораблях, с которых их заметили, только досадовали: богатые путешественники дурью маются…
…И так – по всем пунктам: все вроде как выполняли свои обязанности, а оно – вон как вышло в результате.
Бывают случайности, которые не зависят от человека. Упал на Землю астероид – и не стало динозавров (уж простите столь вольную трактовку общепланетарной катастрофы).
Но куда чаще у случайности имеется некое изначальное аннушкино маслице. Только мы, как правило, на этом и останавливаемся. Между тем, чтобы несчастный Берлиоз лишился головы, должны были сойтись и некоторые другие обстоятельства: и ему требовалось подойти к переходу именно в этот момент, и трамвай подъехать именно сейчас, и та же неведомая Аннушка должна же была пролить масло именно теперь по какой-то причине, и сила скольжения увлечь тело именно по данной дуге, прямо под колёса, которые не успели остановить вагон…
Ни у одного события, и уж тем более ни у одной трагедии нет одного-единственного фактора, каждое есть результат сочетания чьих-то предшествовавших действий (или бездействий).
И «Титаник» – не исключение.
К его трагедии привело стечение обстоятельств. Но спастись с него у богатых оказалось куда больше шансов, чем у обитателей трюмов, и даже у большинства членов команды, которым пришлось оставаться с обречёнными до конца – до конца в буквальном, а не метафорическом понимании.
…В идеале считается, что у каждой публикации должна быть высокая мораль. Это прописная истина.
Но в данном случае – это просто бессвязные мысли о трагедии, случившейся 110 лет назад.
К слову, при проектировании всех последующих круизных океанских лайнеров учитывают ошибки, допущенные при проектировании «Титаника» и двух его собратьев-близнецов.
И что тут добавишь?..
Пусть трагедия больше не повторится.
.
Между прочим, британцев об ошибках проектирования предупреждали: http://starodymov.ru/?p=38656
Подробнее о двух версиях случившегося: http://starodymov.ru/?p=30502
О киноверсии трагедии: http://starodymov.ru/?p=26350
Между прочим, в той передаче, с которой я начал рассказ, постоянно подчёркивали, что радио изобрёл Маркони; весь мир в том убеждён: http://starodymov.ru/?p=25539
Ещё пример про аннушкино масло: http://starodymov.ru/?p=2624
“Между просим, британцы…” – с этой фразой что-то не так…
Спасибо, Александр, исправлю, очепятка-с…