4.
Как мы выбираем, что бы почитать? (Понятно, что речь идёт только о тех, кто читает художественную литературу).
Кто-то приобретает (скачивает) книги авторов, с творчеством которых уже знаком. Кто-то подпадает под влияние «раскрутки» и становится жертвой рекламы, приобретая книги, о которых пишут на стенах в вагонах метро. Кто-то держит руку на литературном пульсе и стремится ознакомится с произведениями, удостоенными премий. Ну а кто-то прислушивается к советам своих знакомых, мнению и вкусу которых доверяет… По-моему, это основные варианты.
В этих условиях начинающему автору пробиться к читателю очень трудно. Вон в интернете сколько ресурсов, на которых есть возможность разместить написанное! Библиотека Максима Машкова, Проза.ру, Поэзия.ру – это не реклама, а просто я указываю те, которые посещаю сам. Плюс многие и многие писательские объединения и отдельные литераторы имеют собственные сайты и странички. Соответственно, сам по себе факт размещения на каком-то сайте некого текста вовсе не означает, что хоть кто-то обратит на него внимание.
Ведь главная особенность интернета состоит в том, что он позволяет высказаться каждому, но при этом не гарантирует прочтения! И вторая главная особенность интернета: если для бумажной книги или журнала необходимо соблюдать некий формат (в смысле объём произведения), то в интернете данного ограничения не существует – и как следствие слишком многие произведения грешат излишним словоблудием и многословием. Что также отнюдь не способствует увеличению числа читателей.
…Таким образом, общий вывод из всего, сказанного выше, крайне неутешителен.
Наш соотечественник читать стал меньше. Снижение требовательности к качеству рукописи со стороны издательств, а также стремительно увеличивающееся число электронных носителей напрямую способствуют снижению общей писательской культуры авторов. Осознание того факта, что литературный труд не окупится, а то и вовсе не принесёт никаких гонораров, гирей висит на ножке той музы, которая старается вдохновить автора на создание высокохудожественного произведения…
Ну будем же реалистами, братцы!
Писатель – это человек, который не может не писать. Это аксиома. Это его внутреннее свойство – создавать миры и описывать рождённое в душе на бумаге (оставим этот образ просто как устоявшийся штамп). Так вот, писатель садится писать. Собственно литературный труд нынче никого не прокормит, потому он вынужден творить в свободное от зарабатывания хлеба насущного время. Он посвящает писательству свободное время, вынужден выдерживать борьбу с домочадцами, которые редко понимают позывы творческого человека… И аргумент у семьи вполне логичный: зачем тратить на это всё время, которое можно потратить куда более продуктивно?.. Да и сам писатель понимает, что каким бы шедевром ни оказалось его произведение, оно не окупит те время и усилия, которые он затрачивает нынче…
И в какой-то момент автор начинает меньше задумываться о подборе синонимов, об увеличении образности, об обогащении словарного запаса…
Раньше на страже такого явления стояли редакторы. Сейчас их и в издательствах-то не осталось, а где есть, выполняют свои обязанности через пень-колоду. А в интернете – и подавно полная свобода.
Вот это всё неизбежно сидит, нарастает в душе каждого автора. Кто-то из писателей старой школы ещё сопротивляется данному расслабляющему воздействию современного книжного рынка. Кто-то поддался расслабляющему влиянию современности… Но это относится к авторам старой формации. Нынешняя молодёжь подрастает в других условиях. И она уже начинает занимать ключевые позиции в современной литературе. Вывод из этого обстоятельства следует однозначный: уровень литературы, планка требовательности к произведениям и в будущем продолжат неизбежное снижение.
…Брюзжать по поводу ушедших старых добрых времён – удел каждого оттесняемого на обочину исторического процесса старшего поколения. В этом состоит диалектика течения истории. Понимаю это и признаю как объективный факт. Более того, повторю то, с чего начал: процесс умирания литературы в традиционном виде протекает у нас на глазах – и это данность, повлиять на которую мы не в силах. Механизма не придумано такого.
Вывод. Нынешняя структура литературного рынка устроена таким образом, что не поощряет автора к высокой художественности произведения. И процесс этот будет продолжаться. Равно как продолжит углубляться раскол между чтивом и хорошей качественной литературой. И электронная книга играет в этом немалую роль.
К записи "Современность и литература – 4. О снижении требований к рукописи" пока нет комментариев