12 сентября 1941 года – Екатерина Зеленко совершила воздушный таран вражеского самолёта.
Считается, что это единственный случай в истории, когда таран совершила женщина.
Родом Екатерина из Житомирской области – почти землячка. Когда я читал её биографию, удивился факту, как вообще могли встретиться её родители! Мама – из-под Костромы, отец – курянин, а проживали они близ Олевска (сколько раз я проезжал этот н.п.)!.. Но вот встретились же! Свела же их как-то судьба…
Авиацией увлеклась с молодости. Занималась в Воронежском аэроклубе; на её счету даже один мировой рекорд в области планеризма.
С отличием окончила Оренбургское училище лётчиков. Служила в бомбардировочной авиации, освоила семь типов самолётов. Стала лётчиком-инструктором – этот факт сам по себе говорит о лётном мастерстве, о лётном таланте пилота.
Воевать довелось на бомбардировщике Су-2.
Участница Советско-финляндской войны – восемь боевых вылетов; официально зафиксировано, что уничтожила вражескую артиллерийскую батарею и склад боеприпасов.
С начала Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Екатерина Зеленко успела совершить сорок боевых вылетов, в том числе ночных, нанесла немалый урон гитлеровцам. Участвовала в двенадцати воздушных боях. До поры до времени – успешно…
В роковой для себя день 12 сентября она совершила два вылета, и в третьем совершила свой подвиг. Нагрузка тогда на бомбардировочную авиацию приходилась немыслимая – требовалось бомбить и бомбить наступающие полчища гитлеровцев… И это – при мизерном прикрытии истребителями…
Екатерина вылетела в составе пары. При возвращении с задания на них напали несколько истребителей люфтваффе – это случилось в районе украинского городка Ромны. Напарник Екатерины был сбит… Понимая свою обречённость, Екатерина направила свою машину на таран.
Вообще-то Су-2, насколько я знаю, самолёт двухместный, но нигде упоминания о штурмане, который бы находился в одном с Зеленко самолёте, я не нашёл. Не могла же Екатерина принять решение на самоубийственный таран сама… Второй член экипажа погиб?.. выбросился с парашютом?.. Никакой информации.
Может, модификации у этого самолёта имелись разные, как у Ил-2 попервости, и Екатерина летала на одноместном?..
Муж Екатерины, тоже лётчик-бомбардировщик, погиб в 1943-м…
.
Житомир: http://starodymov.ru/?p=2864
Оренбургское военное училище лётчиков: http://starodymov.ru/?p=574
Советско-финляндская война: http://starodymov.ru/?p=31569
От Юрия Галкина:
*СУ-2 оторвался от аэродрома,
Убрав под себя выдвижное шасси,
А следом за ним разгонялся ведомый,
Садясь на подшипник колёсной оси….
.
«Но встав на крыло», оба скрылись в тумане,
Лишь пору минут слышат с базы их гул…
Затем стихло всё, звук унёсся с винтами,
И мир, успокоившись, тихо уснул….
.
Лишь свет освещает панель самолёта,
Да бомбы у люков зловеще лежат,
И чаще всего из такого полёта,
Пилот никогда не вернётся назад….
.
Вдавив вниз штурвал, звеньевой сбавил скорость,
И вывел машину на заданный курс,
И бомбы ложились в подземную полость,
Где шла разработка прообраза *ПТУРС.
.
Ведомый горит, Катерина в блокаде,–
С ней в *Ме-109ом сближается «ас»….
Теперь у кого больше мужества хватит,
Любви, и надежды, и веры сейчас….
.
В последний момент, уходя от тарана,
Вверх дёрнув штурвал самолёта с крестом,
Люфтваффе бойца охватила нирвана
Уже «с того света»,– удар под крылом….
.
На землю летели, метала обломки,
И гарью воняло, и смертью от них,
Но верю я, подвиг вписали потомки,
В бессмертную книгу для вечно живых….
.
*СУ-2 – советский бомбардировщик.
*ПТУРС – противотанковый управляемый реактивный снаряд.
*Ме-109 – немецкий истребитель.