А МОЖЕТ, В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ ЕСТЬ РЕЗОН?

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ГЛАЗАМИ СТОРОННИКА КЛАССИЦИЗМА

В Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) открылась выставка работ финалистов конкурса современного изобразительного искусства ArtPreview 2011.

В данном храме искусства мне ранее бывать не доводилось. Потому с любопытством осматривал экспозицию. А точнее – две экспозиции: основную, представленную монументальными скульптурами, и временную, ту самую, финально-конкурсную.

Знаете, сколько мне ни будут втолковывать, в чём прелесть всевозможных художественных «-измов», я остаюсь, и нет никаких оснований полагать, что пересмотрю свою точку зрения, приверженцем старой классической живописи. Ну а поскольку с понятием «современное искусство» как правило ассоциируются картины как раз модернистские, на выставке абсолютное большинство работ и составляли всевозможные отклонения от натурального отображения бытия. Посмотришь на иную картину – хаос из разноцветных пятен. А ведь для кого-то этот хаос о чём-то говорит (это не корявость фразы – именно «для кого-то», а не «кому-то»)… Что ж, значит, мне не дано услышать то, что хотел сказать автор, не вхожу в число тех самых «для кого-то»!

Потому лично я со значительно большим интересом осматривал представленные здесь скульптуры

известных людей отечественной истории. Николай II с семьёй, исполинский Александр II, рвущийся из пут Высоцкий… Бродский, правая половина которого облачена в судейскую мантию (а может, в рясу монашескую), а левая – в телогрейку… Цари… Святые… И четвёрка мушкетёров – тоже наши ребята, судя по всему…

(К слову, хотя это не имеет ни малейшего отношения к теме данного выступления. Говорят, что во Франции книга Дюма о похождениях д‘Артаньяна и его друзей не пользуется такой популярностью, как у нас. А в законопослушной Швеции не вызывают особого интереса приключения забавного бузотёра Карлсона… Есть над чем подумать, правда?).

Но вернёмся в Галерею искусств.

В центре зала здесь установлен исполинский шар, в который можно войти и полюбоваться обнажёнными Адамом и Евой. Не знаю, как у кого, а у меня возникла такая ассоциация: Человек (Адам и Ева) пребывает внутри Мирозданья (Всемирного яблока) и выгрызает его изнутри, подобно червячкам.

Право, скульптуры я осматривал с интересом.

Что касается работ, представленных на выставке финалистов, то тут сошлюсь на официальный пресс-релиз.

Организаторы конкурса своей задачей ставили «показать современное изобразительное искусство художников нового поколения». На выставке представлены 60 работ авторов из 20 городов пяти стран. На предварительных этапах конкурса рассматривались работы, представленные из всех регионов России и 15 зарубежных стран.

Повторюсь: я являюсь приверженцем классической живописи. Потому оставляю за организаторами право судить остальные полотна. Мне лично понравилось всего несколько картин. Назову только авторов: ушедший из нашей жизни в минувшем году Валентин Валшан (уже позднее из каталога узнал, что он, оказывается, в некотором роде мой земляк – родом из Житомира, в котором мне довелось оканчивать школу), Анна Крюкова, Александр Стародубов, Андрей Ноаров, тбилисская художница Нина Потапова, кое-кто ещё… (Следует оговориться, что данный список привожу по каталогу, на самой выставке некоторые картины я не увидел).

Однако вот ведь что интересно.

Разговорились мы с художницей Марией Мельниковой-Крившинко. И она показала настольный

Художник Мария Мельникова-Крившинко с журналистами

перекидной календарик с портретами её кисти. Оказалось, что написанные ею полотна, которые лично мне показались по-настоящему заслуживающими внимания, на выставку просто не попали. Правда, натюрморт «Яблоки на красном» тоже хорош, слов нет… Но из данного эпизода я сделал вывод, что организаторы выставки при отборе работ руководствовались некими иными критериями, чем это сделал бы я.

Ну что ж, это закономерно: они искусствоведы (профессионалы), а я рядовой созерцатель прекрасного (дилетант), так что им и карты (то бишь картины) в руки.  Значит, у нас шкала прекрасного разнится – как говорил Паратов в легендарном «Жестоком романсе», кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик…

Скажу больше! Меня никак не тронуло абсолютное большинство представленных на выставке работ. Более того, некоторые вызвали даже неприятие. А вот посетители – тут дело другое. Я с интересом наблюдал, как люди рассматривали картины, как они обсуждали между собой достоинства и недоработки (с их точки зрения) полотен. Здесь же происходило общение людей, в той или иной степени причастных к искусству… Нет, даже не так, сказанное в предыдущей фразе неверно по сути своей. В той или иной степени к искусству причастен каждый из нас – другое дело, что искусство каждый понимает по-своему. А в Галерее в тот вечер сошлись люди, которые в другой обстановке встретиться смогли бы навряд ли: искусствоведы и художники, вездесущие журналисты – это понятно. А также бизнесмены, люди в погонах, устроители телешоу, представители рекламных агентств…

Как бы то ни было, от души благодарен устроителям выставки, В первую очередь за то, что в наше прагматичное время организуют для замотанных серыми буднями людей встречи с прекрасным. Ну и за то, что пригласили на церемонию меня. Я увидел, каким предстаёт мир перед взором творческих людей с отличным от моего восприятием действительности.

Когда я смотрел на представленные картины, в очередной раз призадумался: а с чего ж это я столь безапелляционно  решил, что экзистенциалисты неправы? Может, в их философии есть свой резон? Только отличный от моего…

Николай СТАРОДЫМОВ