РЫЦАРИ МИЛОСЕРДИЯ


Любопытный момент: во время торжественного собрания, посвящённого этому событию, выступавшие озвучивали разные данные о том, сколько точно человек прошли через санаторий «Русь» за эти четверть века, сколько инвалидов и ветеранов поправили здесь своё здоровье. К данному разночтению всяк может относиться по-своему. А я его расценил таким образом: просто в стенах «Руси» на первом месте стоит не начётничество, а реальная работа. Вот и хромает статистика.

В любом случае, количество ветеранов, побывавших на берегу чудесного Рузского водохранилища, почти достигло 100-тысячной отметки.

В праздники принято говорить о юбилярах только хорошее. Я же хочу по возможности кратко остановиться на болезненной теме по поводу имеющихся у ЦВТ проблем.

Напомню на всякий случай, что Центр относится к Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, лидером которой является Андрей Чепурной. (На данном сайте я уже неоднократно размещал материалы об ОООИВА и ЦВТ).

Итак, откуда есть пошла здравница «руськая»? И почему название её стало едва ли не нарицательным в ветеранских кругах? Надо сказать, история становления и развития ЦВТ может послужить яркой иллюстрацией к истории всей нашей страны рубежа тысячелетий. Она достойна обстоятельного рассказа, однако сейчас обрисуем её буквально несколькими мазками.

На рубеже 70-80-х годов минувшего столетия для номенклатуры ЦК КПСС на берегу живописного Рузского водохранилища был построен прекрасный санаторий. Однако разразилась Афганская война, потом грянула Перестройка, данные обстоятельства наложились друг на друга, где-то провернулись некие шестерёнки и на самом  государственном «верху» было принято решение передать санаторный комплекс инвалидам той войны, ставшей, по сути, катализатором распада СССР. Затем и сам комплекс пытались у инвалидов-«афганцев» отобрать, и измором их выкурить с этой территории… Не удалось. И в первую очередь заслуга в том, что здравница осталась  у ветеранов, принадлежит Михаилу Лиходею, имя которого ЦВТ и носит сегодня.

Таким образом, санаторный комплекс «Русь» служит нынче святой цели – помогать людям, пришедшим с войны инвалидами, адаптироваться к жизни в новом качестве. Специалисты здесь трудятся прекрасные, оборудование вполне соответствует требованиям дня, условия проживания и питание замечательные, экология выше всяких похвал… В общем, всё отлично. Казалось бы.

Проблема только в том, что этот Центр – единственное в России медицинско-реабилитационное учреждение подобного рода. Для страны, которая уже на протяжении трёх десятилетий не выберется из череды военных конфликтов – маловато будет! Особенно если учесть, что одной из составных частей военной реформы в стране является «распогонивание» военный медицины.

Соответственно, попасть сюда инвалиду боевых действий проблематично. Ну а там, где нет возможности удовлетворить  потребности всех и каждого, обязательно возникают основания для обид и обвинений в адрес людей, которые распоряжаются этим непозволительно малым числом «койко-мест». Не миновала чаша сия и Центр, о котором идёт речь. Побывать здесь, отдохнуть и подлечиться, хотели бы все без исключения ветераны Афгана, Чечни и других войн. Возможности ЦВТ могут удовлетворить лишь мизерную часть от потребностей… Как тут в ветеранской среде не возникнуть некоему избыточному напряжению?..

От Министерства здравоохранения и социального развития на торжества приезжал Иван Соколов. Он рассказал о том, какую помощь оказывает Центру представляемое им ведомство. При этом подчеркнул, что «бюджет не резиновый», оправдывая тем самым факт, что и хотели бы помочь больше, да нет возможности. Да кто бы спорил, наша социальная сфера сплошь состоит из дыр, которые приходится латать и латать, подобно Тришкиному кафтану. То, что Министерство изыскивает хоть какие-то средства для поддержания Центра – это здорово. А вот то, что делается это, по сути дела, за счёт рядовых больниц, обделённых куда в большей степени – вот где беда! Оно ведь действительно, как говаривал Аркадий Райкин: «рекбус, кроксворд»!.. Что правильнее: разделить выделенные средства на всех, раздав всем сестрам по серьгам, или же укомплектовать новейшим оборудованием какой-то один передовой центр? Ведь не ответишь же на таким образом поставленный вопрос; и то, и другое должно в стране иметься в наличии. Да вот не получается…

…Ну что ж, скажет мне читатель, тебя позвали доброе слово сказать о хороших людях конкретного учреждения, а ты опять свою извечную песенку о вселенских проблемах поёшь… Так что ж поделать, коль правда.

Праздник в санатории был организован как подобает.

Сначала состоялось возложение цветов к бюсту Михаила Лиходея. Именно здесь ветеран ОООИВА Владимир Алексеев рассказал собравшимся об истории появления и становления Центра, о нелёгких испытаний, выпавших на его судьбу.

Затем возложили цветы к главному обелиску санатория, установленному в память о павших в локальных войнах товарищах. Здесь же стародавний друг Организации и Центра протоиерей Константин Волков отслужил молебен. Отец Константин сам побывал в «горячих точках» ещё будучи в миру, воевал, имеет боевые награды. Потому неизменно участвует во всех поминальных церемониях, которые проходят в ЦВТ.

Зал санатория оказался не в силах вместить всех, в результате в проходах установили стулья, и всё равно пространства не хватало. На торжественный вечер собрали весь многочисленный коллектив Центра. К сотрудникам с приветственными речами обращались специально приехавшие представители министерств, многочисленные гости. Работников награждали медалями и грамотами… Перед ними выступили участники самодеятельности, в частности, учащиеся московского медицинского училища №30…

Короче говоря, праздник состоялся.

И всё же хочется подосадовать ещё по поводу одного факта.

Как уже было сказано выше,  Центр восстановительной терапии им. Михаила Лиходея действует на базе

Мой стародавний друг - главный редактор газеты "Побратим" Александр Хорунжий

санатория «Русь». И этот замечательный комплекс возник на Рузской земле не сам по себе – его построили конкретные люди, военные строители. Многие – не многие, но кое-кто из тех зодчих и сегодня проживает в райцентре. Скажем, Виктор Снитко, Александр Горецкий, Николай Акимов, Виктор Афанасьев, Николай Чалышев ещё пару лет назад проживали в Рузе, а значит отыскать кого-то из них не составило бы труда.

Конечно, я тут не беспристрастен. Потому что и сам принимал участие в строительстве «Руси». Потому, вполне естественно, ожидал хоть несколько слов благодарности – нет, не в свой личный адрес, а в адрес своих сослуживцев, с которыми мне выпала честь некогда служить вместе и строить этот храм здоровья. Не услышал. Хотя заблаговременно предлагал организаторам вспомнить градодельцев, даже нескромно навязывал. Рукопись своих воспоминаний о строительстве предлагал, надеялся, что их хотя бы на сайте Центра разместят… Нет, всё это осталось невостребованным. А жаль. Тут ведь не о моих личных амбициях речь идёт. Всё комплекс строили военные строители из многих республик распавшегося Советского Союза, можно было б вспомнить о них…

Впрочем, ладно уж. Главное, что Центр восстановительной терапии существует. Он действует, и действует так, что ни от одного из отдыхавших здесь не довелось услышать ни единой жалобы – только от тех, кому сюда попасть не посчастливилось. Здесь трудится прекрасно подобранный персонал во главе с директором Станиславом Бризецким.

Ещё хочется отметить вот что. Я не знаю, кто персонально в «Руси» является генератором идей, но голова у него работает и в самом деле нестандартно. Каждый раз, когда приезжаю на какое-то мероприятие в Центр, нахожу здесь что-то новое. То пирамиду возвели для подзарядки космической энергией, то в ландшафтный дизайн вписали элементы литотерапии – лечение камнями, если попросту…

А в этот раз состоялось открытие новинки – Лабиринта желаний. По витиевато запутанной дорожке, выложенной из камней, первым, после того, как перерезал ленточку, прошёл лидер ОООИВА Андрей Чепурной. Уж знал он правильный путь заблаговременно, или верную дорогу выбрал интуитивно – но до заветного валуна в центре он дошёл уверенно и возложил на него руку. Значит, желание его обречено на исполнение.

Потом к камню потянулись и другие. Понятно, что все стремились достичь цели, донести до заветного монолита (кварц с вкраплениями слюды) своё желание, своё заветное… Каждый, как водится, шёл своим путём, и скорее всего добрались бы до цели не все. Но сегодня был праздник, потому дозволялось переступать через бордюры, срезать опасные изгибы трассы, то есть нарушать правила, в надежде, что капризница-судьба примет правила игры и закроет глаза на таковые нарушения, наложив тем самым разрешительную резолюцию на сокровенные мечтания участников открытия Лабиринта… Так что очень скоро в центре круга собрались все желающие.

Мы окружили Камень. Все вместе сфотографировались. И не сомневаюсь, что в тот момент у каждого из нас своё личное, частное и индивидуальное желание уступило место одному-единому на всех – чтобы «Русь» жила, чтобы приносила она людям если не исцеление, то хотя бы облегчение, чтобы дружба нас здесь собирала регулярно…

Чтобы зажжённый здесь четверть века назад очаг, к которому так тянутся ветераны, обогревал и светил всегда.

Николай СТАРОДЫМОВ