ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА:
идеологическое противоборство
Следующий момент, который обращает на себя внимание.
Времена, когда ландскнехты безропотно отправлялись в поход, не задаваясь вопросом, а зачем это нужно, безвозвратно канули в Лету. Девиз «Короче молитвы – длиннее колбасы!» сегодня годится разве что для не столь уж многочисленной когорты наёмников.
Солдату нового времени необходимо знать, во имя чего он подставляется под вероятность получить в тело кусок раскалённого металла.
Соответственно, и в гитлеровской армии в период завоевательных походов по всей Европе большое внимание уделялось идеологической работе с личным составом. Вполне закономерно активизировалась она и в период подготовки к нападению на Советский Союз.
И вот тут, по моему представлению, следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое: в гитлеровской армии не имелось штатных идеологических работников, и проведение соответствующей работы возлагалось на командиров. И второе: основной упор в воспитании личного состава делался на стремление внушить подчинённым убежденности в превосходстве германской нации и, на этом основании, в праве на чужие территории.
Об этом, в частности, говорилось в докладе, подготовленном аппаратом оберквартирмейстера Генерального штаба Главного командования Сухопутных войск вермахта от 7 октября 1940 года.
…Сейчас в фильмах о Великой Отечественной войне принято показывать политруков и комиссаров в основном в негативном виде. Между тем, можно сколько угодно приводить примеров, когда именно политработники становились цементирующей силой частей и подразделений Красной армии, особенно на начальном этапе войны, когда приходилось особенно трудно. А немецкие солдаты, прекрасно подготовленные в военном отношении, шли в бой, подчиняясь пресловутой тевтонской дисциплине и стремления отцапать кусман чужого жизненного пространства. На мой взгляд, разница всё же есть, и разница заметная…
К записи "К 80-летию Плана “Барбаросса”. Идеологическая основа для Похода на Восток" пока нет комментариев