ЗИГЗАГ СУДЬБЫ по-ПАВЛОВСКИ

История, которую я намерен рассказать, могла бы показаться смешной, если не принимать во внимание ужас, который пришлось пережить герою данного недоразумения – насколько, конечно, это кокетливое слово подходит в данном случае…

11 июля 1800 года состоялось назначение на пост директора петербургского придворного немецкого театра немецкого же писателя Августа фон Коцебу. Ну, назначили и назначили – нам-то из нашего XXI столетия что за важность!..

Сейчас оцените!

Этому решению предшествовала история вполне в стиле императора Павла – то есть абсурдная до бессмыслицы.

Если коротко, дело обстояло так.

Некоторое время назад государь разрешил приехать немецкому литератору в Россию для повышения, так сказать, её культурного уровня, даже самолично приказал выписать ему паспорт. Кто ходатайствовал об этом назначении, не знаю… Равно как представления не имею, какие шестерёнки впоследствии провернулись в голове «бедного Павла»… Однако едва Коцебу оказался на территории империи, 23 апреля по приказу того же Павла литератора арестовали и без суда и объяснения причин отправили в ссылку в Тобольскую губернию.

Представляете состояние человека?.. Вполне успешный и популярный, он посчитал, что уловил манящую улыбку Фортуны из столь благосклонного к иноземцам Петербурга – а вместо этого в арестантской колымаге отправился в необъятную Сибирь!.. И – главное! – неведомо за какие провинности!..

(«Главное – ничего не сделал!.. Только вошёл!»…)

Ошарашенный таким поворотом дела немец не успел свыкнуться со столь кошмарным поворотом судьбы, когда последовало новое распоряжение царя-батюшки: развернуться, спешно доставить без вины виноватого в Петербург… Где и состоялось вышеуказанное назначение.

…В конечном итоге император остался в восторге от творчества нового директора, в то время как в петербургском свете его не оценили. В салонах даже появилось новое словечко: всю низкопробную в художественном отношении литературу стали именовать не иначе как «коцебятина»…

Спрашивается: и кто бы сегодня его помнил, писателя Августа фон Коцебу, если бы не данная история?..

Сколько читаешь о Павле, столько не перестаёшь удивляться тому сумбуру, который царил в его голове и, соответственно, который он вносил в российскую действительность. (Вот ещё один пример – не единственный: http://starodymov.ru/?p=34160 )