ПАПАША КУРАЖ И ЕГО ДЕТИ

Фонд президентских грантов. Студия «Военфильм». Народный кинопроект «Ильинский рубеж».

Наверное, уже нет ни одного человека, который бы не слышал о фильме «Подольские курсанты» в рамках народного кинопроекта «Ильинский рубеж». Достоверность, достоверность и ещё раз достоверность! Это слово просто впечатывается в память после просмотра многочисленных рекламных роликов, посвящённых новому фильму. Достоверность – это именно то, на что делали ставку создатели киноленты, так, по крайней мере, они утверждают сами.

Известный кинодеятель И.С. Угольников и его единомышленники в очередной раз обратились к военно-исторической теме. Начиная с 2010 года, в комплексе (фильм и книга) в свет вышли два его проекта на вышеназванную тему. Ныне от создателей фильмов «Брестская крепость» и «Женский батальон» к майскому празднику, к 75-летию Великой Победы, готовилось к прокату их новое детище, третье, – «Подольские курсанты».

Светлана Волошина-Андрийчук

Как много в преддверии показа звучало красивых слов о «народном кинопроекте»! Рассказывалось о том, как эту идею поддержали ветераны, как голосовали за то, чтобы проект получил финансирование; как помогали депутаты продвигать идею; как велика была благодарность людей, ставших свидетелями «тяжелейшей работы съёмочной группы», как приносили они им бесплатную еду и безвозмездно отдавали то, что могло пригодиться для сооружения декораций. Казалось, вот, навалились всем миром, всей единою силой, и сделали, сняли! Достигли желанной цели! Почтили павших героев, воспели их подвиг, их бессмертную славу, воскресили в памяти народной дни страшной годины. Показали урок мужества и героизма молодому поколению.

Но прошёл День Победы, а народного кинопроекта народ так и не увидел. Да, обрушившаяся на мир эпидемия затормозила многие процессы, а жизнь, в противовес тому, заставила менять методы работы, мобилизовываться. И парад на Красной площади всё-таки прошёл, для всего народа, для всей страны! Истинно народное шествие – Бессмертный полк – прошло, и ничто его не остановило! Никакие преступные и наглые диверсии. Прошли по телевидению старые военные фильмы, которые были сделаны для людей и во имя людей. Прошли сквозь тернии эпидемии военные песни, которые жители пели в своих домах, объединённые общим патриотическим духом! Прошло множество онлайн мероприятий, подготовленных к 9 мая. А И.С. Угольников не прошёл со своим проектом, застрял на обочине эфира, как в маркитантской повозке, движение которой зависит от спроса и предложения. Застрял, видимо, дожидаясь лучших времён и торговых выгод от проката. Не прошло «народное кино» проверку на народность. Народность заработать не так-то просто – мало только назваться.

А бескорыстие, а самоотречение, а жертвенность, а любовь народа-бессребреника?..  – имеются у господ киноработников?!

Да уж какая там народность, судя по представленным трейлерам… Очередная голливудская поделка.

Вот для примера выдержки из интернет-отзывов о представленных рекламных фрагментах фильма:

7.03.2020

Неприятное впечатление от трейлера. Сплошной плагиат, собранный из кучи фильмов. Капли дождя, снятые в стиле фильма «Матрица». Истеричные вопли, а-ля «псих» переигрывающих командиров.

10.04.2020

Что-то многовато штампов. Наверное, уже трудно показать войну по-другому.

А, может, и не надо уже показывать войну современными художественными методами, раз не получается  показать по-настоящему? Не лучше ли обратиться к первоисточнику. К хронике, например, – вот где точность, и где достоверность, о которой так много говорили в интервью создатели фильма. Вот, где истинные события и истинные действующие лица. Ведь главное, не только что показать, но и как. Каким духом пронизать. Какие чувства заставить переживать зрителя – чтобы он ощущал происходящее не как современные персонажи американского боевика, а как советские люди в ВОВ, раз ставилась задача создать атмосферу 1941-го года.

Достоверно воссозданное военное обмундирование, вплоть до цветовых оттенков, задействованная военная техника, вплоть до номеров; достоверно собранные окрестные дома, вплоть до брёвнышка, выстроенные фортификационные сооружения и многое другое, что педалировали создатели фильма, – это, безусловно, хорошо, правильно, но некоторые детали важнее для музея, для документального кино. Кто уследит за этим в игровом художественном фильме. Зритель в первую очередь следит за другой достоверностью – достоверностью происходящего: развитие событий, герои и развитие отношений между ними.

Некоторые кадры трейлера, просто как нечто фальшивое, ложное и чужеродное достоверности, раздражают выспренностью, отталкивают от себя внимание. Например, психически неуравновешенное поведение полковника Стрельбицкого, с каким-то садизмом, на манер боевика или бандита из американского фильма, избивающего беззащитного инженера Углова за неготовые укрепления. Или финальные кадры, от которых сквозит искусственностью и американским кино-пафосом, где встречная колонна танкистов, как на параде, отдаёт честь оставшимся в живых курсантам, стойко выполнявшим свою боевую задачу.

К чему тащить любовный треугольник, излюбленный мотив конфликта американского кино, в эти достоверные военные события октября 41-го?..  В чём достоверность истории санитарки, которая не может выбрать между двумя курсантами,..  у этих персонажей есть реальные прототипы  или это художественный вымысел для красного словца?

В интервью два молодых артиста рассказывали о своих персонажах, главных героях фильма:

– Митя Шемякин – это правильный уставной человек.

– А мой Саша Лавров – это хаос. Забудь об уставе хоть на минуту, – постоянно говорит он своему другу.

Этот молодой артист с увлечением и жаром рассказывал о хаосе в характере своего героя, смеялся. По-видимому, адаптированный к хаосу и беспорядку современной жизни, он вряд ли понимает, что значило для людей той эпохи понятие «воинский устав», воинская дисциплина, самоорганизация, порядок.

И вот уже выходит на первый план пресловутый трафарет американского супергероя. Человек, нарушающий законы, не признающий правил, талантливый и свободный – он положительно противопоставлен человеку правильному. Всё по американскому образчику характеров и отношений.

Или это тоже достоверные факты, которые разработчики хотели воссоздать для полноты картины Ильинского рубежа в октябре 1941 года?..

Подольские курсанты были обученные и дисциплинированные будущие командиры. Качество личного состава было на довольно высоком уровне.

И как-то неуместно наделять курсантов психологией неоформившихся подростков, пускающихся в кулачную разборку из-за любовного треугольника. Как-то это не вяжется с честью командира, мельчит и очерняет образ курсанта. И вновь обдаёт западным ветерком.

К чему брать достоверные события, исполненные величайшего трагизма и священного всенародного горя и смешивать их с американским пафосом и вкладывать в шаблон суперэкшн со стандартными линиями поведения.

Наша военная историческая действительность не уложится ни в один американский киносценарий. Все эти призвуки, отголоски, подголоски, замедленное действие с какой-то оттяжкой и другие спецэффекты, как ненужный балласт, налипшая мишура американского стиля. Даже закрыть и открыть глаза, как будто сквозь сон ужасающей действительности, в замедленном действии выглядит штампом душевных переживаний, неестественно.

Война не нуждается в спецэффектах. Это не сфера развлечений. Там другая психологическая достоверность. Современные спецэффекты и штампы, как правило, мешают проникновенности и созданию атмосферы прошлого. Зачем снимать священную народную отечественную войну с американским привкусом. Разве они народ-победитель?..  В нашем кино – война это тихая глубинная скорбь, это психология молчаливого мужества и силы. «Гремит лишь то, что пусто изнутри».

Желание снять достоверную, масштабную, реалистичную и правдивую картину для молодых про молодых, – не оказалось ли лишь благим намерением?..  если в основе шаблон американского кино! Почему нашу молодёжь надо учить нашей отечественной истории с точки зрения Голливуда!

На этом фоне даже как-то странно звучат слова создателей фильма, что они учились у советских мастеров. И что фильм – не суперэкшн.

Самая большая недостоверность, допущенная в картине,  – создать по духу американское кино.

Самое интересное в этих событиях – это не банальный любовный треугольник, который запомнится молодому поколению наверняка, не ряд стандартных приёмов актёрской игры и режиссуры, а самоотверженность и пример массового героизма воинов: и командиров и рядовых бойцов. Самое интересное – это применяемая военная тактика и стратегия в этот опаснейший и сложнейший момент, это принимаемые неординарные решения и нестандартные действия в экстремальных условиях защитников Ильинского рубежа. Это умение проявить смекалку и находчивость, найти хитроумные способы маскировки, неожиданные манёвры для удержания обороны Ильинского рубежа, и всё это в соответствии с существующим военным уставом, а не в обход. Самое интересное – как работала человеческая мысль в жесточайших условиях, как концентрировала все запасы сил человеческих, весь физический и эмоциональный потенциал на победу любой ценой. Неудивительно, что немцы понесли тяжёлые потери в боях под Москвой.

Вот чем бы восхищаться молодому нашему поколению.

Как можно события такого уровня, такого нравственного порядка разбавлять дешёвыми штампами, или наша молодёжь уже не способна воспринимать глубокие и умные вещи, или хотели, чтобы они запомнили не только это?..

Пока от просмотра трейлера возникают одни вопросы. Но, как правило, трейлер отражает суть фильма. Нет, хроника лучше. Хроника и старые военные фильмы достовернее и честнее современного кино.  Как чувствовали и что чувствовали те люди, – не нам судить, не теперешним. Не может атеист написать икону. Нам учиться надо у того поколения, поколения победителей.

Но создатели фильма оставляют в уме вопросы и другого толка. Во время пресс-конференции ТАСС слишком заметно было их желание упрекнуть военное командование и правительство СССР в ошибках руководства, подчеркнуть их вину в том, что в бой, а фактически на смерть, были посланы недоученные офицеры.

Но ведь это же всё полуправда, собранная из двух разных тем. Ошибки – одна тема. А что касается недоученности, то военному делу они уже были обучены. Уверенно обращались с оружием, знали его материальную часть, знали основные тактические приёмы ведения боя. Подавляющее число курсантов до призыва уже получили по нескольку военных специальностей в организациях ОСОАВИАХИМ. Они стрелять умели, в отличие, например, от сформированного Московского ополчения, где людям пришлось всему учиться в процессе боя. Но задача стояла – отстоять Москву! И люди брали в руки оружие, не считая, что это неоправданно, напротив, считая это своим гражданским долгом. В дни Великой отечественной войны не оставались в стороне даже дети, – сколько этих юных героев. Такие были советские люди!

По воспоминаниям маршала Г.К. Жукова, «Москва – это было самое тяжёлое испытание для всего советского народа. И больше всего помнится битва под Москвой. Московское сражение явилось очень крупной победой стратегического масштаба и, по существу, заложило основу для дальнейшего и окончательного разгрома немецких войск».

Есть замечательная киноэпопея Юрия Озерова «Битва за Москву», 1985 года. Фильм подробно освещает тот период войны, сложившуюся обстановку, предпринимаемые действия, многие имена непосредственных участников тех событий.

Есть в этом фильме и эпизоды, посвящённые подольским курсантам. В общей сложности им отводится приблизительно 30 минут. В рамках всего фильма и с точки зрения такого ёмкого по охвату времени и действия события как Московская битва, это довольно большой эпизод, большая страница о славной доблести и героическом подвиге курсантов, их беспредельной стойкости и мужестве. Кроме того, в киноэпопею вошли два музыкальных произведения, посвящённых памяти курсантов. Это «Прелюдия Памяти Подольских курсантов» А.Н. Пахмутовой и песня А.Н. Пахмутовой и Н.Н. Добронравова «Ты моя надежда, ты моя отрада», по-настоящему, по-народному проникновенная.

Серые шинели. Русские таланты.

Синее сиянье неподкупных глаз.

На равнинах снежных юные курсанты…

Началось бессмертье – жизнь оборвалась.

Мне на этом свете ничего не надо,

Только б в лихолетье ты была жива:

Ты – моя надежда, ты моя отрада,

В каждом русском сердце ты, моя Москва.

Были и другие примеры увековечивания этого подвига: в музейных экспонатах, памятных мемориалах, названиях улиц, мостов; в документальных фильмах, хронике, военных архивах, художественной литературе, в воспоминаниях и статьях в журналах и книгах.

Например, военные мемуары непосредственных участников тех сражений Ивана Семёновича Стрельбицкого, начальника Подольского артиллерийского училища, и командира отряда десантников-разведчиков Ивана Гергиевича Старчака, ярко освещают те события.

Старчак И.Г. «С неба – в бой» – М.: Воениздат, 1965 г.

Стрельбицкий И.С. «12 дней одного года»– журнал «Юность» №2, 1966 г.

Стрельбицкий И.С. «На Варшавском шоссе» (документальная повесть) – М., 1979 г.

И это факты советского времени. Но традиция чествовать погибших героев не оборвалась, она продолжается и по сей день. Поэтому неправомочно говорить И.С. Угольникову и кампании, что в советское время замалчивался этот подвиг или освещался довольно слабо. На это можно ответить только одно. Физически невозможно осветить миллионный подвиг советского народа.

А ссылаться на то, что и в школе не проходили – просто нелепость. Всё зависит от того, хорошо ли ты учился в школе, что ты делал на уроках и насколько интересовался родной историей.

Любой человек, отдавший жизнь в борьбе с фашизмом, достоин того, чтобы его помнили. А идя на подвиг и проявляя волю, люди отдавали свою неповторимую жизнь и совершали, казалось бы, невозможное… Но лучше бы не было войны, а они просто жили.

В октябре 1941 года командиры и курсанты подольского пехотного и артиллерийского военных училищ героически обороняли рубежи на юго-западных подступах к Москве. Они сражались против превосходящей техники и живой силы противника, удерживая Ильинский рубеж и давая советским войскам выиграть время для создания рубежей обороны Москвы.

Если говорить сухо и точно, то сводный отряд Подольских курсантов (Подольское пехотное училище – ППУ и Подольское артиллерийское училище – ПАУ), преградив гитлеровцам беспрепятственное продвижение к Москве, позволили Ставке выиграть время для сооружения Можайской линии обороны и возможности переброски дополнительных частей и вооружения из тыловых районов страны. В боях из 20 000 было уничтожено около 5000 немецких солдат и офицеров; подбито или выведено из строя около 100 танков из 200. Из 3500 курсантов в живых осталось около 1500 человек.

Но трудно в двух словах передать их подвиг. Он сложился из многодневного противостояния с 6 по 18 октября. Был и передовой сводный отряд из курсантов ППУ и ПАУ. От этого отряда осталась треть. Они удерживали немцев несколько дней, пока в срочном порядке заканчивалось укрепление Ильинского рубежа, который с 11 октября и обороняли курсанты двух училищ, пока 19 октября ни был получен приказ к отступлению. За эту адскую неделю и в рукопашную ходили, и штыком, и пулей. Их, конечно, бросили не с голыми руками, было подкрепление из стрелковых дивизий и танковых бригад. Но силы противника подавляюще превышали силы защитников Ильинского рубежа. Росло напряжение, с каждым днём бои становились всё ожесточённей и кровопролитнее. Потом бои уже не прекращались ни днём, ни ночью.

Их бомбили с воздуха, применяли артиллерию, обстреливали из тяжёлых орудий, направляли против них колонны танков и моторизованной пехоты, батальоны немецких солдат, а они удерживали позиции. Наступали, отступали, вновь наступали, теснили противника, несли потери и вновь отступали, но ценой своей жизни рубежей не оставили, приказ Верховного командования задержать немцев на несколько дней выполнили.

От них, совсем ещё молодых солдат, из которых некоторые не брились ни разу в жизни, немцы бежали назад… спасались бегством. Как это возможно?

Человек внутренне должен быть великаном, – мечтал когда-то чеховский персонаж, говоря о громадных лесах, необъятных полях, глубочайших горизонтах России.

Эти ребята на Ильинском рубеже были великанами, многие из них погибли страшной смертью. Но ни огонь, ни тонны массивного давящего железа, ни мириады режущих,  разрывающих осколков снарядов и бомб, – ни стихия, ни техника, ни живая сила противника, ничего не смогли сделать с этими людьми, с их несгибаемой волей, с их бесстрашием.

Великаны духа, великаны веры и любви.

Мы свою Победу выстрадали честно,

Преданы святому кровному родству.

В каждом новом доме, в каждой новой песне

Помните ушедших в битву за Москву!

Снять полномасштабное кино, чтобы оно служило примером для молодёжи и чтобы оставляло надежду – цель хорошая, но не все средства хороши: западная стилистика не лучшее. Да и не всякая цель очевидна…

Как уже было сказано, по задуманному проекту тема освещается в комплексе. К фильму, как своеобразный рекламный ход, выпускается ещё и книга. Поэтому в дополнение к фильму «Подольские курсанты» и на основе его сценария в издательстве «Эксмо» вышла книга с одноимённым названием, представленная на сайте «Литрес».

Авторы: Игорь Угольников, Вадим Шмелёв.

Из серии: самый ожидаемый военный блокбастер года.

И тут возникает новый вопрос. Почему «блокбастер»? Уже в основе, в определении жанра – иностранный термин, далёкий от русских традиций военных фильмов. Какое отношение имеет блокбастер к Великой отечественной войне?

Разве только то, что, как написано в энциклопедической справке, это неологизм, возникший в период Второй мировой войны в 1942 году для наименования особо мощных фугасных авиабомб весом от 1800 кг., способных при взрыве разрушить или повредить здания на площади, сопоставимой с городским кварталом. Блокбастер – (в прямом смысле) означает бомбу для разрушения.

А с начала 21 века блокбастер – популярное и высокодоходное произведение в литературе и вообще в поп-культуре, кино- и театральной индустрии, произведшее фурор (эффект разорвавшийся бомбы). Культурное явление (в сфере развлечения) для острых ощущений аудитории.

Вот, значит, как определяют авторы народного кинопроекта идейное значение книги о войне в современной версии. Но назвать книгу о войне блокбастером – звучит как-то кощунственно, – зато современно. Эффектно! И бдительные модераторы удаляют нелестные отзывы о проекте со страницы сайта «Литрес».

Так значит, всё-таки «Блокбастер»! – признаются поборники народности. Всё-таки крики, грохот, искорёженное железо.

Применительно к фильмам синонимом «блокбастера» в русском языке является слово «супербоевик». Жанр высокобюджетных фильмов, чаще голливудских, для массового зрителя, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким доходом в прокате.

Куда уж без проката. Вот и не катится маркитантская повозка с новым фильмом, вот и не крутятся колёса, раз до проката не дошло дело.

По мнению некоторых американских критиков, преобладание «блокбастерского менталитета» снижает художественную ценность фильма и говорит об ограниченности общества.

«Дешёвый спецэффект!» – возразят их самодовольные оппоненты!

Я уважаю свой щедрый простодушный народ, который из глубокой признательности, из благодарности за своих подольских курсантов, приносил бесплатную еду создателям фильма. Но пусть создатели фильма сначала покажут смету, сколько каждый из них получил за этот народный кинопроект. Они бесплатно работать не будут. И их суммы не имеют ничего общего с «капиталами», которые народ зарабатывает своим горбом.

3500 человек в октябре 41-ого года дорого заплатили, чтобы мы сегодня ели, пили, смотрели кино, развлекались, 2000 человек из них заплатили самую высокую цену. Но даже этой цены оказалось мало, чтобы фильм, созданный в их честь и в память о них, был выпущен в эфир на День Победы. Неужели один праздничный онлайн сеанс мог бы повредить дальнейшему кинопрокату, если речь идёт о картине такого масштаба и такого уровня, как всеми любимое народное кино: «Они сражались за Родину» (1975 г.), «В бой идут одни старики» (1974 г.), «Офицеры» (1971 г.)?! А именно так позиционировала своё новое детище об Ильинском рубеже студия «Военфильм».

Честно говоря, посмотрев трейлер, и другие видеоматериалы, не хочется уже смотреть этот фильм. Но больше всего не хочется, чтобы в сердце России, в Москве снимали пошлую иностранщину…

Слышится нам эхо давнего парада,

Снятся нам маршруты главного броска…

Ты – моя надежда, ты моя отрада,

В сердце у солдата ты, моя Москва.

Самое важное в фильме о ВОВ – честно показать, как выстраивалась идеология победы, на чем она держалась. Сегодня об этом никто не говорит, сегодня об этом умалчивают, бояться даже заикнуться о советской идеологии, о ее силе. Сказать правду – либеральное преступление!

Всё чаще военную тему эксплуатируют под видом патриотизма. И всё меньше привлекательности вызывают эти фильмы. …Всё чаще «под видом», а не искренне – и в шутку называют сценарии на военные темы «истории в сапогах».

Вот мнение боевого офицера, историка, военного журналиста подполковника Николая Александровича Стародымова:

«Я военные картины сейчас даже смотреть боюсь.

Тем более – про подольских курсантов… Это ведь невероятно сложная тема. Ведь их бросили в бой от безысходности – нужно было любой ценой остановить гитлеровцев. Они совершили подвиг ценой своей жизни.

Был когда-то такой фильм “У твоего порога”. Прекрасный военный фильм. Там показывают примерно ту же картину: на танкоопасном направлении поставили одну пушку – чтобы хоть как-то задержать противника. Вот в той картине авторы сумели показать всё: и подвиг, и безысходность, и жертвенность, и обречённость, и пафос – но на простом жизненном уровне. Я особо ценю в фильмах психологию, душу, внутренний мир… А у современных авторов это как-то не очень получается, они больше сбиваются в зрелищность.

Среди современных фильмов о войне я вижу такую неправду, что смотреть вообще не хочется. И я автоматически распространяю своё отношение на все картины изначально.

К примеру, недавно я видел художественный фильм «Дед Морозов».

Мне не понравилась режиссёрская трактовка образов нескольких персонажей картины.

Прежде всего, немецкий снайпер. Не поверил я в такой образ. Самоуверенный, нагловатый, расхлябанный тип, младший офицер-эсэсовец ведёт себя хамски по отношению к сослуживцам, и вызывающе независимо по отношению к генералу – своему начальнику. Голливудский он какой-то…

Советская санитарка роты тоже показана неубедительно, хотя и в духе времени – шлюховато. И вообще вся гендерно-сексуальная линия картины вызывает досаду и желание вторить Константину Сергеевичу – «не верю!». Ну а политрук – тот и вовсе трактуется по-современному классически: трусоватый демагог, недалёкий краснобай-перевёртыш, вещающий патетическими лозунгами и занятый поиском скрытых врагов…

Короче говоря, некоторые сцены в картине выглядят слишком прямолинейно и трафаретно…

Это один из наглядных примеров того, как делаются современные картины про войну».

Всё, что было с нами, вспомнят наши дети, –

Всё, что потеряли, что для них спасли…

Только б стало лучше жить на белом свете

Людям нашей бедной раненой земли.

Старых наших улиц трепетные взгляды,

Юных наших песен строгие слова.

Ты – моя надежда, ты – моя отрада,

В каждом нашем сердце ты, моя Москва.

Светлана Волошина-Андрийчук,

член СТД РФ,

член Союза писателей РФ,

действительный член ПАНИ,

профессор