ДЕРВИШ

Четыре встречи

Во имя Аллаха

Всемилостивого и милосердного!

Хвала Аллаху, Повелителю миров;

Всемилостив и Милосерден Он один,

Дня судного один Он Властелин.

Лишь пред Тобой колени преклоняем

И лишь к Тебе о помощи взываем:

«Направь прямой стезёю нас,

Что Ты избрал для тех,

Кто милостью Твоею одарён,

Но не для тех, на ком Твой гнев

И кто в неверии блуждает».

Окончив читать молитву и ритуально омыв ладонями лицо, дервиш ещё немного помедлил, не спешил подняться с саджжада. Конечно, молельный коврик не предназначен для отдыха, но отмолившийся не счёл эту задержку большим грехом. Он поднял лицо к небу, чувствуя, как горячие солнечные лучи уже начинают припекать его тёмную кожу на левой щеке. Однако утренний ветерок ещё оставался прохладным, и мягко оглаживал щеки, щекотал завитки отросшей бородки… Хотелось насладиться этими недолгими оставшимися минутами, пока накатывающая жара окончательно не вытеснит остатки ночной прохлады, не загонит её клочки в глухие подвалы.

Дервиш привык к жаре.

Однако умел ценить любой дар Небес. Даже такой ничтожный, как утренний ветерок.

Наконец, он поднялся, привычно свернул саджжад, просунул в петли верёвки давным-давно отрегулированной длины, закинул свёрток за спину. Дервишу не полагается иметь никакого личного имущества, однако молельный коврик навряд ли можно считать и в самом деле в полной мере собственностью человека… Как ни говори, а намазлык лучше всегда иметь при себе, чем всякий раз искать, куда преклонить колени во время молитвы – ибо не пристало истинному мусульманину, обращаясь к Аллаху, стоять на голой земле!.. Во всяком случае, дервиш не считал наличие при себе коврика грехом.

К тому же, как и подобает странствующему суфию, он без колебания был готов его отдать по первой же просьбе любому просящему. Как и любой другой предмет, находящийся у него, включая одежду и обувь – всё, что у него есть, ему не принадлежит, а пребывает лишь во временном пользовании.

Истинный дервиш никогда ничего ни у кого не просит – сам же, не имея ничего, легко расстаётся с любым предметом, оказавшимся у него.

…Дорога вела за горизонт. Куда именно?.. Дервиш не знал. Его это не интересовало. Он просто шёл по дороге.

Куда глаза глядят.

Куда Аллах ведёт.