ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ

 

Вообще нужно признать, что судьба временами протягивает мне руку и помогает устоять на ногах в сложных ситуациях. Жировать не позволяет, но и без дела прозябать не оставляет. И спасибо ей на том!

Чтобы рассказать о том, где и чем я зарабатываю на хлеб насущный на момент написания этих строк, нужно отступить на некоторое время назад. Вообще наша жизнь подобна многожильному телефонному кабелю, в котором в единый жгут туго переплетено множество проводков в разноцветных оплётках, начало которых зарождается в неведомой дали прошлого, и которые невесть где оборвутся (если, конечно, они и в самом деле обрываются, а не переходят в некую иную сущность). Если принять этот образ, то приходится признать, что из всего этого обилия проводков мы используем лишь малую часть, представления не имея, какие дивиденды могли бы (и могут!) принести расположенные рядом другие жилочки нереализованной реальности. И в этом отношении теория Трансерфинга, на мой взгляд, не вызывает сомнения.

…Итак, как я дошёл до жизни нынешней.

Году примерно в 2005-м мне довелось принимать участие в неком мероприятии, которое проходило в ДК «Кузьминки», что близ станции метро «Текстильщики». Должен признаться, что я с молодости не люблю масштабные мероприятия, хотя за мою жизнь немало пар штанов довелось на них просидеть. Вполне понятно, что имели место случаи, когда происходивший разговор оказывался по-настоящему интересным, однако в абсолютном большинстве случаев с трибуны неслись речи, интересные в основном самому выступавшему, а зал при этом жил своей жизнью.

Так вот, посидев какое-то время на балконе, я отправился в буфет. В буфете имелось некоторое количество свободных мест, и я, взяв свою чашку кофе, направился к одному из них. Вполне понятно, что меня в этот момент вела сама судьба, я, естественно, не догадывался.

Александр Торопцев

За столиком, к которому я подсел, оказался седовласый интеллигентного вида мужчина в усах и при бородке. Как-то легко и быстро мы разговорились. И мгновенно выяснилось, что мы оба являемся большими любителями истории. Звали моего нового знакомого Александр Петрович Торопцев. В зал мне возвращаться больше не хотелось – Александр Петрович оказался более интересным собеседником, чем речи, лившиеся с трибуны. К тому же, я уже воспринял тот минимум информации, который необходим для подготовки публикации о мероприятии, так что и в зал возвращаться не стал. Продолжили мы уже с коньяком. И мой собеседник предложил встретиться на следующий день, чтобы он подарил мне свою книгу «Мировая история войн». На следующий день мы и в самом деле пересеклись накоротке в метро. Петрович был хмур, торопливо сунул мне толстенный том и умчался.  Я списал эту его хмурость и торопливость на то, что он корил себя за такую щедрость по отношению к полузнакомому собеседнику. А потому, испытывая неловкость, позвонил ему пару раз с благодарностью, да и прекратил. Неких точек пересечения для общения, кроме абстрактных разговоров о неких исторических событиях, у нас особых не обнаружилось.

А книга, которую Александр Торопцев мне подарил, оказалась чудо как хороша.

Прежде всего, самая компоновка материала в ней необычна. Она оригинально структурирована. Каждый раздел предваряется неким обзором событий, которые произошли на данной территории в описываемый промежуток времени, здесь приводится хронология, биографии исторических персонажей, описания сражений… В общем, хороша книга.

Должен сказать, у меня на полочке возле компьютера стоит несколько  исторических справочников, к которым я постоянно обращаюсь. Том Торопцева – в числе наиболее востребованных. Хочу также отметить фундаментальный труд Николая Шефова «Битвы России». Этот справочник также мне подарил сам автор – Шефов это его подлинная фамилия, а не псевдоним, как можно было бы подумать. Эти два справочника являются для меня основными.

Среди остальных книг, к которым я постоянно обращаюсь при подготовке исторических публикаций, хочется назвать следующие. «Военный календарь России» (автор Александр Окороков), «По закону исторического возмездия» (Владимир Большаков), «Вторая мировая война. День за днём», «Медицина России XVI–XIX веков» (М.Б. Мирский), «Верховные главнокомандующие Отечества», «Фельдмаршалы России», «1000 занимательных сюжетов русской истории»… Нет, ограничусь этими – слишком много книг пришлось бы переписывать. Тем более, что здесь же стоит подборка справочной литературы, подготовленной сотрудниками ЦОС ФСБ России, несколько томов из серии «Россия забытая и неизвестная», невзрачные, но очень информационно насыщенные тетрадки материалов «Исторических чтений на Лубянке», ежегодники «Военно-историческая антропология», подаренные мне их обаятельной  составительницей Еленой Сенявской, несколько томов из серии «Все полководцы мира»…

Но вернёмся к моему новому знакомому, Александру Торопцеву.

Юлия Маринина, Вячеслав Спесивцев (справа) и Виктор Кривопусков

Так бы и заглохло это знакомство – сколько подобных интересных знакомств у каждого из нас завершается ничем!.. Однако, как я говорил уже, судьба твёрдо решила нас свести. И инструментом для этого она избрала, ни много ни мало, театрального режиссёра Вячеслава Спесивцева и писательницу Юлию Маринину. А дело было так.

В конце лета 2008 года я работал в газете «Президент», в которую меня пригласил мой стародавний товарищ Александр Бабакин. И вот ему предложили принять участие в поездке делегации деятелей российской культуры в Армению. А у него не оказалось заграничного паспорта. Соответственно, вместо себя он предложил отправиться к подножью Арарата мне. По возвращении из командировки я, естественно, отписался, материалы об Армении были опубликованы в нескольких изданиях. Наверное, руководитель Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией Виктор Кривопусков остался мною доволен, потому что на будущий год меня пригласил принять участие в такой же поездке ещё раз.

Первый визит в Ереван. Делегация с премьер-министром Армении Левоном Саркисяном

Следует отметить, что помимо того, что сами по себе визиты в столь замечательную страну оказались насыщенными и интересными, я в тех командировках познакомился со многими очень неординарными людьми. С полковником Российской армии Арамом Хачатряном мы были знакомы и ранее, так что в ходе командировки мы с ним просто продолжили знакомство.  А вот Юрий Поляков, Анатолий Трушкин, с которыми мне довелось пообщаться в неформальной обстановке, – это интересные люди, и имена говорят сами за себя.

А на следующий год, осенью 2009 года, в составе

Второй визит в Ереван. Делегация с президентом Армении Сержем Саргсяном

российской делегации и оказались Спесивцев и Маринина, о которых и пойдёт сейчас речь. Вячеслав Спесивцев – человек достаточно известный, чтобы его представлять. Он возил в Ереван свою труппу молодёжного театра, которая представила местным зрителям несколько спектаклей. У Вячеслава мне понравилось одно качество, которым, к сожалению, обладают очень немногие наши соотечественники. Армяне – народ гостеприимный, а жизнь в Ереване по нашим меркам довольно недорогая. Соответственно, при желании можно было пить там сколько угодно (пить в смысле спиртное). Так вот, Вячеслава я редко видел трезвым, но пьяным, даже сильно выпившим – ни разу.  Он всегда пребывал в состоянии «чуть-чуть под шофе», и при этом никогда не переходил эту самую эфемерную грань, когда и в самом деле начинается опьянение. Прекрасное качество.

Ну а Юлия Маринина – наша юная писательница. Прелестная девушка с наивным открытым доверчивым взглядом… Именно такой она показалась мне в момент знакомства. Однако как-то получилось, что мы с ней, разговаривая,  прогулялись по Еревану к набережной Аракса. И я понял, что Юлия – умная, расчётливая, даже прагматичная юная женщина, которая эти свои качества только прячет под избранной маской Мальвины в кудряшках. Должен признаться, что уважение к ней от осознания этого факта только добавилось.

Так вот, вернёмся в Ереван. Я в составе делегации побывал там дважды. За время каждой поездки, а длились они по неделе, мы участвовали в сотне мероприятий. И ни одно из них не началось вовремя – просто удивления достойно, насколько армяне безалаберны.  Я не преувеличиваю ничуть: ни одно мероприятие не началось вовремя, обязательно с опозданием.

Вид на гостиницу "Ширак" из окна российского посольства

И вот как-то утром сидели мы в фойе гостиницы «Ширак», которая нас принимала, и ожидали прибытия наших хозяев (в смысле, людей, которые отвечали за проведение мероприятий). Вячеслав Спесивцев был в привычном благодушном настроении, держал в руках бокал с коньяком…

И вдруг говорит мне:

Мы с Вячеславом Спесивцевым

- Николай, ты знаешь столько всяких историй… Расскажи что-нибудь интересное.

Что там говорить: несмотря на неожиданность просьбы, услышать такое от столь известного человека было приятно. Тщеславен-с, каюсь…

Тогда я рассказал одну историю из эпопеи освоения Океании. Она вызвала живой интерес.

- Это правда, что ли? – усомнился в достоверности рассказа Спесивцев.

- Это я прочитал в книге человека, которому доверяю – Александра Торопцева, – ответил я.

(В книге «Мировая история войн» рассказ, на который я ссылаюсь, опубликован на стр. 647). 

Юлия Маринина в Музее павших защитников Карабаха в Степанакерте

- Так вы знакомы с Александром Петровичем? – вдруг спросила Юлия Маринина.

- Да, – удивился тому, что и юная дева знакома с Торопцевым. – У меня книга его имеется, которую он мне подарил.

- Это мой учитель, – пояснила ситуацию девушка.

Я ведь на тот момент не знал, что Петрович преподаёт в Литературном институте им. Горького и ведёт там семинар.

Вполне понятно, что когда я вернулся в Москву, тут же позвонил Торопцеву и рассказал ему о том, как разговаривали о нём в Ереване. Петровича история повеселила, и он пригласил меня зайти к нему на работу…

О Международном сообществе писательских союзов, в аппарате Исполкома которого он трудился, я лично на тот момент и не слыхал ничего. Да и теперь – расскажу о нём ниже. Пока же только – коротко.

Особняк жёлтого цвета, характерного для строений первой половины XIX века, расположенный на улице Поварской в глубине сквера, я видел и раньше. Знал, что его называют «Домом Ростовых», что вроде как Лев Толстой именно его описывал, как усадьбу этого семейства в романе «Война и мир». И этими куцыми сведеньями мои познания об этом строении ограничивались.

А тут впервые переступил порог старинного особняка. И сразу же меня обволокло очарование старинности строения. Со стены глядели фотопортреты людей, которые являли собой цвет советской литературы: Владимир Карпов, Сергей Михалков… Под ногами скрипел рассохшийся старинный паркет, с потолка свисала богатая люстра, в углу фойе стоял видавший виды рояль, а на всё это взирала мраморная обнажённая Афродита…

Производило всё это впечатление, не скрою.

Однако для Александра Петровича вся эта старинность являлась повседневностью. Он провёл меня на

Тот самый кабинет

 второй этаж, где занимал крохотную коморку.

Потом я побывал у него ещё пару раз. Он познакомил меня со своей начальницей… И вдруг совершенно нежданно выяснилось, что Марина Вячеславовна – супруга Николая Переяслова, с которым мы познакомились во время первой моей поездки в Армению и несколько раз перезванивались впоследствии. В общем, поговорка о тесноте мира получила своё очередное подтверждение.

Мы с Николаем Переясловым на Ереванской телевидении

Зимой 2010 года я работал в редакции журнала «Боевое братство». И как раз в конце января началась затянувшаяся эпопея с переселением нас с улицы Красина в Донской проезд.

Тут-то и позвонила мне Марина Вячеславовна Переяслова.

Марина Переяслова

 Оказалось, что Александр Петрович решил увольняться, и на его место она предлагала прийти мне. Не сразу, поколебавшись, я приглашение принял.

Итак, что же это за организация, в которой я сейчас работаю?

Некогда, в 20-х – начале 30-х годов ХХ века, в Советской России имелось несколько писательских организаций. А потом было принято решение создать единый Союз писателей СССР. Инициатором и локомотивом этого процесса стал «буревестник революции» Максим Горький. Как на Лубянке два кумира – Дзержинский и Андропов, так и на Поварской их тоже двое – Горький и Михалков.

У Союза писателей СССР, как и у любой другой данности в этом мире, имелись свои плюсы и минусы. Это была довольно богатая организация, которая обладала своим немалым бюджетом, владела немалой собственностью, пользовалась некоторыми государственными льготами. Однако с падением самого Советского Союза все творческие структуры, подобные Союзу писателей, мгновенно оказались не у дел. Собственность  и бюджет союзных структур тут же перешли на баланс республиканских подразделений этих объединений…

Тут-то Сергей Михалков и предложил создать Международное сообщество писательских союзов, как правопреемника Союза писателей СССР. Основной функцией МСПС было провозглашено, и остаётся поныне стремление сохранить контакты между ставшими самостийными национальными союзами писателей бывших союзных республик.

В общем, кому интересно, всю информацию может получить на сайте www.m-s-p-s.ru.

Вот в этой организации я нынче и тружусь.

Ну а дальше – видно будет.