ЖИТОМИР – ГОРОД МОЕЙ МОЛОДОСТИ

Время летит – не угонишься!

Только съездил к маме в Житомир, только вернулся – а уже почти две недели прошло: http://starodymov.ru/?p=27564 ! Не успеваешь оглянуться!..

Конечно же, все прекрасно знают, что Житомир – это Украина. Причём, часть, ближе расположенная к Западу… (О моём детстве в Житомире: http://starodymov.ru/?p=2864 )

Михайловская - центральная пешеходная улица Житомира

И нет у нас сегодня более непростой темы для изложения, чем взаимоотношения с самыми близкими нам по крови родственниками – с Украиной и Белоруссией.

Потому сразу оговорюсь: в своих записках я постараюсь предельно корректно придерживаться повествовательной линии, и избегать политико-идеологических оценок увиденного.

То есть о политике если и  поговорю-порассуждаю, то как-нибудь в следующий раз.

Итак…

О поездах

В былые времена из Москвы на Украину…

Приношу извинения сторонникам нового прочтения привычных названий. Я уже немолодой человек, и слишком привык в формулировке «на Украину» или «Белоруссию» писать именно в устоявшихся, въевшихся в подкорку  традициях родного языка. Это не попытка унизить кого бы то ни было, это не пренебрежение по отношению к другим людям и народам. Вовсе нет! Это просто закостеневшая привычка человека, взраставшего в период в иных, отличных от нынешних языковых норм.

Могу заверить украинских читателей, что литературу вашего народа я знаю очень и очень неплохо. Но именно в её традиционном прочтении. (О моём отношении к украинскому языку: http://starodymov.ru/?p=25913 ). Тарас Шевченко (обратите внимание, между прочим: http://starodymov.ru/?p=27348 ) ведь тоже в своём «Завете», помнится, писал «На Украине»…

Так вот, в былые времена на и через Украину из Москвы ходило, наверное, с полсотни поездов (например: http://starodymov.ru/?p=11373 ). Сейчас таковых не наберётся и десятка. Опять же, раньше каждый из них насчитывал штук под двадцать вагонов – вспоминается, что иной раз на небольших станциях хвостовые вагоны оказывались за пределами платформы, и пассажирам приходилось спрыгивать непосредственно на щебневую подушку. Нынче составы совсем куцые.

Соответственно, с билетами на них – напряжёнка. Ещё в купе, не говоря о СВ, так-сяк, а плацкарт забит под завязку. Особенно нижние места. Оно и понятно: разница в стоимости билетов просто бессовестная.

Буквально недавно мне довелось прокатиться в двухэтажном вагоне. Красота, комфорт, все удобства. Даже аппарат для продажи в розлив разных сортов кофе и других напитков установлен непосредственно в вагоне – какое облегчение проводникам, и удобство пассажирам!

Минувшим годом мне довелось проехать и вовсе в купе с индивидуальным душем…

На этом фоне старый, ещё советский вагон со всеми его атрибутами, конечно, вроде как проигрывает.

Однако ж и не совсем.

Я же помню поезда дальнего следования времён моей молодости. Едва войдя в купе (или плацкартный отсек), люди начинали знакомиться, звучали шутки-прибаутки, анекдоты… Всё весело, шумно, искренне… (Немного об этом я уже писал: http://starodymov.ru/?p=25133 )

Сейчас – иное. Все едут молча, сосредоточенно, сумрачно, держатся по отношению друг к другу насторожённо… Нигде никто с незнакомыми не заговаривает… Да и со своими спутниками – если только вполголоса фразами обменяются… А уж анекдот чтобы – то и вовсе ни-ни!..

Мужчина прячет банку пива, сторожко оглядываясь, проглатывает напиток – и какое ж тут удовольствие… Если кто достаёт какую снедь – соседям, как встарь, не предлагает…

Я не знаю, братцы, лично, конечно, не ощущал, какая атмосфера царила в поездах в сталинские времена. Но право, не думаю, что и тогда она оставляла настолько гнетущее впечатление!

И вот ещё что… При необходимости отлучиться со своего места, нынче каждый забирает с собой сумочку с документами. Оставлять на соседей, опять же, не рискует никто.

Я уже собирался выставлять данный текст на сайт, когда в интернете появилось сообщение, что власти Украины вполне серьёзно рассматривают вопрос о полном прекращении железнодорожного сообщения с Россией (см.: https://news.mail.ru/politics/34328355/?frommail=1 ).

Очень хочется прокомментировать данное решение. Да уж ладно, воздержусь…