ЗАРИСОВКА О НАТУРЕ

Случайно увидел в одном московском дворике вот такую картину. Картину о том, как пишутся картины. Как тут устоять!.. Понятно, что обошёл всех портретистов, посмотрел, посравнивал… Опять же, поговорил с другими такими же зеваками…

Просто удивительно, насколько портреты получались разными!.. И я даже не о собственно мастерстве самого художника… Хотя, впрочем, как тут без учёта уровня его дарования – никак не обойдёшься, конечно.

И всё же в данный момент имею в виду совсем иное.

Девушка-натурщица сидела одинаково для всех, пусть и под разным углом для каждого. А вот выражение её лица получалось у всех разным! Поистине, в картине проявляется душа, натура самого художника. А в портрете – его отношение к человеку, чей облик он отображает!..

Среди зевак оказалась одна дама, которой не терпелось поделиться своими суждениями хоть с кем-нибудь. И она теребила меня, довольно настырно, хотя и демонстрируя наблюдательность, излагала свою точку зрения. Слушал я и других зрителей…

И постепенно сформировалось у меня в связи с увиденным вот какое наблюдение.

Юношам-художникам девушка-натурщица явно нравилась – на их полотнах изображение получилось более добрым, привлекательным, располагающим, что ли… А вот с художниками – представительницами прекрасной половины человечества сложнее. На одной картине оказалась не юная девушка, а едва не старушка; на другой – надменная матрона со слегка пренебрежительно опущенными уголками губ; на третьей присутствовал в лице какой-то изъянчик, я даже не понял, что именно, но явно недоброе; на четвёртой бросались в глаза выпуклый лоб и «габсбургский» подбородок…

Поистине, художник не в силах оставаться нейтральным! Фотография ещё может оказаться нейтральной, да и то не всегда. Картина – никогда!