О ЧУДО: МНЕ ПОНРАВИЛСЯ АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ!

Оставаться в относительной безопасности

или стремиться навстречу неведомому?

Знаете, у меня такое сложилось ощущение, что авторы и сами не поняли, насколько глубокую по смыслу картину сняли. Как это слишком часто свойственно американским лентам, зрелищная составляющая нагло отодвигает на второй план всё, что заставляет задуматься, а излюбленная ими теория «супергероя и толпы» затмевает другие варианты взаимоотношений внутри коллектива.

Мне хочется сейчас поделиться некоторыми мыслями, которые родились под впечатлением фильма «Бегущий в лабиринте». В принципе, эта картина – не из тех, которые я смотрю. Однако тут так сложилось, что я начал смотреть… И благодарен провидению, что не переключил на другой канал. Потому что один только финал – совершенно оригинальный, пронзительный, необычный – достоин того, чтобы посмотреть всю картину.

Вообще это типично американская киношка. И штампов в ней, однотипных тем, что кочуют из одного заокеанского фильма в другой – сколько угодно. На протяжении довольно длительных фрагментов безошибочно знаешь, что будет дальше… Разнятся спецэффекты – содержание остаётся неизменным.

Но хватит преамбул!

Суть фильма такова. Наверное, его можно назвать антиутопией. Молодой парень невесть как попадает в непонятный ему мир. И при этом забывает о себе всё – в памяти остаётся только имя. Томас.

Представьте себе квадратную площадь со стороной километра по два, обнесённую высоченной бетонной стеной. На этом пространстве обитает десятка полтора молодых парней, каждый из которых также попал сюда одинаково, то есть невесть как, и каждый тоже помнит только имя.

Вот и первая нераскрытая авторами тема. Не то что нераскрытая – напрочь проигнорированная! А именно: а как складывается иерархия внутри такого коллектива людей, наглухо изолированных от человечества?.. Ладно, есть люди, которые по сути своей являются подчинёнными. Но как определяется лидер?.. Ведь борьба за первенство просто неизбежна! В фильме показано несколько человек, которые в принципе могли бы стать таковыми – но все подчиняются авторитету одного. Почему?.. На мой взгляд, это было бы интересно. Авторы фильма сочли, что достаточно показать только данность: у них вот так, и принимайте ситуацию в таком виде!

Ну что ж, дело авторов.

Итак, на этом пространстве обитает группа молодых парней. Они напрочь изолированы от внешнего мира, они ничего не знают, где и по какой причине находятся, их мир – это вот этот обнесённый стеной пятачок. Они обречены (или приговорены?) в нём жить, и вынуждены подчиниться этому объективному обстоятельству.

Среди них строители, есть огородники…

И есть бегуны.

Дело в том, что в стенах, окружающих этот мир, имеются исполинские ворота на всю высоту стометровых стен. И каждое утро они открываются.

За воротами – вход в лабиринт. Каждое утро туда отправляются бегуны – несколько человек из этой же команды товарищей поневоле. Они исследуют хитросплетение переходов. Ищут выход. Этот процесс затрудняется тем, что лабиринт каждую ночь изменяется – в нём образуются новые стены, а существовавшие ранее меняют свою конфигурацию.

А ещё в лабиринте обитает несколько огромных паукообразных чудищ, смертельно опасных для людей.

Соответственно, бегуны обязаны вернуться домой до момента закрытия ворот. Выжить в ночном лабиринте не удавалось никому.

Вот на этом фоне и развиваются события.

Вся жизнь в этом квадратном мире подчинена нескольким некогда установленным правилам. В частности, входить в лабиринт имеет право только бегун. Их всего несколько. Если кого-то ужалит паукообразный монстр, его безжалостно изгоняют в лабиринт в момент закрытия ворот, обрекая на гибель.

Конечно, оказавшиеся в этих условиях люди очень хотят вырваться отсюда. Но они просто хотят, ничего для этого не предпринимая. Бегуны каждый день исследуют лабиринт, пытаясь понять, если из него выход, они наиболее активные представители этого социума. Как в любом обществе: кто-то активно живёт активной жизнью, кто-то просто выполняет свои обязанности.

Вполне понятно, что фильм показывает переломный момент в повседневности этого мирка.

Когда случается конфликт, и Томас старается сагитировать товарищей отправиться в лабиринт искать выход, за ним следуют далеко не все. Часть заточников предпочитает относительную безопасность квадратного мира опасному прорыву в неведомое лабиринта. Причём, те, кто следует за Томасом, опять же, не все идут именно соискать свободу – они подчиняются его авторитету, из двух лидеров сделав ставку на одного. Происходит конфликт двух лидеров – и ни у кого не остаётся возможности отстраниться от него!

В момент раскола у ворот каждый из рядовых «колонистов» вынужден сделать для себя выбор: покой или попытка к бегству? Быть или не быть? Человек я или тварь дрожащая?..

Хотя, нет, последний вопрос в данном случае неуместен. Кто сказал, остающиеся – именно твари дрожащие?.. Просто их устраивает тот мир, к которому они привыкли. Здесь у них понятная и размеренная стабильность – за воротами их встретит неизвестность. И кто скажет, что они не имеют право на этот выбор?..

Вот эта сцена – психологическая кульминация фильма! Томас и пара-тройка его ближайших сподвижников – понятно, у них нет вариантов. Лидер остающихся – тоже понятен: он вождь по сути своей, и он не смог бы ужиться с таким же коноводом в одной команде. Если бы ситуация сложилась как-то иначе, скорее всего, и он бы повёл на прорыв свою команду – всё по той же причине: он лидер!..

Лидер ведь совсем не обязательно тот, кто увлекает за собой колеблющихся. Как правило, вождь просто угадывает чаяния толпы и становится во главе её, лишь подняв повыше знамя. Разве не так?

То есть с лидерами всё понятно. А вот остальные – вот истинный накал страстей! Каждый вынужден что-то порешить: остаться в привычном болотце – или броситься навстречу неведомому!..

…Это кино. Понятно, что ушедшие в лабиринт вырываются. Иначе это не был бы американский фильм. Понятно, что при этом гибнет ещё несколько парней, но второстепенных героев – сценарист, естественно, бережёт центральных героев. Столь же естественна пафосно-слащавая сцена гибели одного из них…

Дальше – скоротечная встреча с руководителями проекта, рассказ о войне и эпидемии, о глобальном эксперименте… Право, мне это было неинтересно. И какая-то перестрелка, и валящиеся трупы, и кровища, и осыпающееся стекло… И какие-то повстанцы, которые выводят уцелевших беглецов на волю… Сажают их в вертолёт… Который взмывает…

И вот тут – тот самый обещанный сильнейший финал, который, как я уже писал, думается, не оценён и сами создателями.

Да, братцы, меня он зацепил.

Вертолёт взмывает, и глазам беглецов открывается тот мир, в котором они до этого жили – кто пару недель, а кто и несколько лет. Вон вдали – квадратик высоченных стен, внутри которого угадывается замкнутое пространство, на котором остались их товарищи, решившие не искушать судьбу. А вокруг – тот самый лабиринт, в котором погибло сколько-то бегунов, изучавших его, искавших из него выход… Вырвавшимся он больше нестрашен – ибо Томас и его друзья уже вне этого переплетения проходов, у них больше нет необходимости блукать по его тупикам.

Они летят в вертолёте, их везут неведомые люди в неведомое куда-то…

Тот мир изнутри казался большим, а теперь видится совсем крохотным. И тут же возникает мысль: а мы, часом, не пребываем ли в таком же замкнутом пространстве, над которым может взмыть другой вертолёт, который и наш мир увидит в виде такого же вот квадратика, в котором люди-букашки (мы с тобой, читающий!) ищут свои пути в неведомое…

И даже сам лабиринт, отнявший у них столько друзей, отсюда не кажется страшным, так как наглядно вида его схема…

Но мысль течёт дальше!

Да, только что наши друзья вырвались из искусственного лабиринта, построенного для испытания их. Но они по-прежнему остаются в другом лабиринте, который пощупать невозможно: лабиринте людских интриг, в котором они остаются подопытными существами. И правил нахождения в этом новом лабиринте они не знают. И большой вопрос, в котором из лабиринтов выжить проще.

У тех, кто остался в квадратном мире, выбор сохранился: становиться бегуном или же выращивать капусту. А у тех, кого непонятные люди с автоматами куда-то везут, выбора уже нет: они обязаны подчиняться человеку с ружьём.

…В американском кинематографе есть всего несколько фильмов, которые я выделяю. Нет-нет, зрелищно там многие можно смотреть. А вот чтобы они будили мысли и чувства – всего несколько.

Это, например, «Последний самурай» – наверное, единственный фильм, в котором проскальзывает мысль, что Америка не всегда бывает права. Это «Матрица», в котором мудрые мысли и интереснейшие диалоги напрочь затмевают костоломные драки. Конечно же, «Гладиатор»… Ну, ещё парочку можно назвать…

И вот теперь добавился ещё «Бегущий в лабиринте».

Нет, он и близко не может сравниться с лучшими психологическими отечественными лентами. Однако среди американских – здорово выделяется в лучшую сторону.