СЕЛО ДОЛНА И УСАДЬБА РАЛЛИ

Село Долна расположено в полусотне километров западнее Кишинёва. Оно известно тем, что здесь расположена усадьба, в которой в 1821 году в течение месяца проживал Пушкин.

С 1949 года здесь действует филиал кишинёвского Музея Пушкина. В советские времена на празднование дня рождения великого поэта сюда со всего Союза собиралось до 150 тысяч человек, и тут разбивался целый палаточный городок – благо, площадь позволяет. С приходом «незалежности» усадьба пришла в запустение, и в течение долгого времени стояла вовсе закрытой.

Рассказывали, что усадьбу собирались вообще лишить статуса филиала Музея, и выставить на продажу. Однако за историю вступились местные жители, которые отстояли свою достопримечательность. Нашлись спонсоры, меценаты, подключилось Российское посольство… И сегодня усадьба восстановлена, открыта для посетителей… И на Пушкинские дни сюда собирается немало народа.

На въезде в село стоит полуразваленная коробка трёхэтажного здания. Опять же, рассказывают, что на закате советской власти здесь строили не то школу им. Пушкина, не то Культурный центр… Да только у новой власти на завершение строительства не нашлось ни денег, ни желания.

И это - в самом центре города!

К слову, обращает на себя внимание, что и в самом Кишинёве можно увидеть совершенно заброшенные, заросшие настоящими деревьями заброшенные здания явно исторические.

Но это выпад отнюдь не в адрес руководства нынешней Молдавии. Вернее, не только в его адрес. Такая картина наблюдается нынче повсеместно. В том числе и в России. Это общий упрёк всем нынешним руководителям, у которых Золотой телец вытеснил из души Душу.

Но это – к слову. Вернёмся в Долну.

Усадьба эта в 20-е годы XIX столетия принадлежала богатому греку Зимфиру Ралли. У него-то и гостил Пушкин.

Сама усадьба состоит из здания, хозяйственных построек, а также довольно большой по площади территории, обнесённой плетёной изгородью, по которой, по территории, разбросаны там и сям деревья. Очень живописно, особенно если учесть, что участок покато, но довольно круто стекает в овраг.

Опять же, рассказывали, что после восстановления усадьбы сюда на Пушкинские дни приезжало до полусотни автобусов, и на склонах располагались десятки компаний, чествуя память Пушкина обильными возлияниями – благо, вино тут можно совершенно недорого купить в любом дворе. Однако в этом году власти решили празднества организовать более культурно. Автобусов из Кишинёва сюда приехало только два, и на входе вывесили табличку, запрещающую винопитие. Нельзя сказать, что эти меры вовсе уж возродили лозунг «Трезвость – норма жизни!», но в целом всё прошло вполне чинно.

Хотя коренные жители Молдавии нет-нет, да и возмущались: здесь хорошее домашнее вино – повседневная реальность, и чтобы его запрещали!..

В программу праздника входили конкурсы – литературные и чтецов, небольшая концертная программа. Смотрел я на выступающих, и думал…

Ну хорошо – приезд в усадьбу ограничили, трезвость провозгласили… То есть порядок обеспечен. Но ведь и зрителей у конкурсантов осталось совсем немного – по сути, только свои же!

Победители конкурса с членами жюри

То, что на Пушкинские дни в пушкинские места не приехали люди – это разве хорошо?.. Но то, что пресекли массовое употребление спиртного – это разве плохо?.. То, что у фестиваля оказалось совсем мало зрителей – разве правильно?.. То, что на территории усадьбы после нашего отъезда остались чистота и порядок – это ж здорово!..

Ау, золотая серединка, где ты?!. Нет такой – одни крайности получаются.

Только когда же и заниматься популяризацией творчества великого поэта, как не в дни, посвящённые ему?.. И где этим заниматься, как не в местах, где самоё природа помнит его?..

Понимаю, что это только риторика. Да только ведь и риторические вопросы имеют право на задавание! Главное – не злоупотреблять ими!

Итак, усадьба. В ней, как нам рассказали, собственно предметов, оставшихся от Ралли и Пушкина, если и осталось, то совсем не много. Основу композиции  составляют предметы, которые только могли быть здесь в те времена.

Но тут ещё вот что интересно!

Именно поблизости от Долны находится Поляна Земфиры и Источник Земфиры. Именно в окрестностях села Пушкин встретил цыганский табор и некоторое время кочевал с ним, наблюдая за его жизнью. Нет, не наблюдая – впитывая виденное и слышанное!

Накануне нашего прилёта в Молдавию здесь лили продолжительные дожди. И нас сразу предупредили, что дорога к Поляне и к Источнику вся размокла и непроходима. Кто-то отправился, рискнул… Окажись у меня подходящая обувь, я бы тоже, наверное, отправился.

Другие наши спутники сходили в местную церковь. Ну а кто-то сходил в село и купил домашнего вина…

А вообще об усадьбе осталось впечатление прекрасное – светлое, радостное какое-то…