«БЕСТОЛОЧЬ» С ТАГАНКИ

Театр на Таганке – это как Знак качества. Наверное, там в репертуаре и есть какие-то неудачи. Но я таковых не знаю. Не нарывался.

А в этот раз мы с супругой ходили смотреть спектакль «Бестолочь».

Сам спектакль неплохой, и смотрится, и есть где посмеяться, и есть над чем задуматься… Из тех, которые посмотришь с удовольствием, приятелям посоветуешь посмотреть, но сам второй раз не пойдёшь.

Идея сюжета вроде как банальна. Дело происходит в Париже. Вполне обеспеченные и неплохо устроенные в жизни муж и жена решают немного поразвлечься на стороне, однако к концу пьесы убеждаются, что родные супруги всё равно лучше. Ну и поскольку это комедия, то и сюжет закручен в апробированном ключе: муж и жена делают вид, что уезжают – он в командировку, она к маме – однако реально оба возвращаются домой в компании с любовниками, чтобы предаться греху в отсутствие второй половинки. Запутанную ситуацию с невероятным трудом улаживает служанка, которую и называют поначалу бестолочью.

Вполне понятно, что на сцене разворачивается действо, изобилующее множеством комичных ситуаций.

А теперь – некоторые размышления, которые остались после просмотра.

До начала представления

Прежде всего! Я в театр хожу не так часто, однако всё же выбираюсь. И каждый раз думаю о том, что необходимо завести специальный личный каталог, в котором отмечать на будущее особенности каждого театра: где лучше брать места, где расстояния между креслами слишком маленькое для моих ног, где сцены не видно даже несмотря на мой рост… В общем, личную запоминалку – в какой театр ходи, а в какой не ходи…

Так вот! Люди: кто собирается на Таганку, не берите места на бельэтаже. Само по себе слово «бельэтаж» по-французски означает «прекрасный этаж». Не верьте! Ничего прекрасного там нет – из-за очень высокого барьера сцена видна очень плохо; к тому же некоторые кресла (излишне жёсткие, к слову) расположены неудобно.

Второе. Обязательно обратите внимание на стенды в фойе – на них имеется много очень интересных материалов.

Ну и третье. Когда входишь в фойе, видишь буфет – неизменный атрибут любого театрального фойе. Так вот, сюда тут же начинает формироваться очередь. А если пройти немного дальше, там имеется второй буфет – и вот там готовят натуральный кофе!

К слову, о буфете.

Меня уже давно и очень удивляет такой факт. Вот пришёл человек в театр, в ожидании начала спектакля взял чего-то выпить – коньяку, шампанского, кофе… Неважно! Взял и чего-нибудь к напитку – шоколадку, бутерброд, пироженку… Это нормально и естественно. Но когда видишь, как пришедшие начинают разворачивать принесённые с собой бутерброды!.. Братцы мои – что ж, не могли дома поесть, что ли?.. Выпить и закусить в фойе – это традиция, своего рода ритуал, но никак не процедура утоления голода!

Когда я вижу подобную картину, мне лично становится по-настоящему стыдно за Россию! Я представляю, как на такой жор смотрят иностранцы – и вполне могу их понять, когда они по возвращении высмеивают уровень культуры наших «театралов».

Впрочем, бог с ними, с иностранцами! Не ради них, в самом деле, ходим в театр, не ради того, чтобы они это оценили. В каждом из нас должен бы присутствовать тормоз, некая черта, за которую переходить не следует.

Слышу реплику: мол, тоже мне культурный выискался, а сам-то, сам откель будешь, не из села ль?.. Что верно, то верно, и папа, и мама мои – из сельской местности. Только я просто не представляю, чтобы мой покойный отец или здравствующая мама достали бы бутерброд в театре, несмотря на недворянское происхождение и среднее образование.

Короче говоря, по моим личным представлениям, человек, который старается производить впечатление человека воспитанного, не достанет в театре принесённый из дома «тормозок».

А такие в театре имелись. За соседним столиком пакетами шебуршали вовсю – полиэтиленовыми и бумажными.

Собственно о спектакле

Хм, чего это меня занесло в буфет?.. Вроде не голодный…

Прежде всего – об актёрской игре. И в первую очередь, об игре центральной героини – «Бестолочи». Эту роль исполняла актриса Олеся Железняк.

Она затмила и переиграла всех!

Дорогие театральные зрители! Согласитесь, что если актёр играет лучше всех в труппе, то поставь его даже на второстепенную роль, он всё равно затмит всех остальных. Олеся, исполняя центральную роль в данном спектакле, была «центровой» и по мастерству. На что уж Юлия Меньшова хороша, а только и она оказалась оттеснённой в сторону – не только волею режиссёра, но и уровнем исполнительского мастерства.

По ходу пьесы в какой-то момент каждый из  актёров исполнял небольшую танцевальную партию, причём, под одну (или очень похожую – могу ошибиться) испанскую мелодию. Так вот, даже этим коротеньким эпизодом, который не имеет решающего значения для всего сюжета в целом, Олеся затмила партнёров.

Впервые я увидел эту актрису в фильме «Ландыш серебристый». Увидел – и сразу оценил её талант. Она замечательно и как-то искренне играла и простушку из глубинки, и влюблённую девчонку, и заматеревшую эстрадную диву… Причём, не статичные образы, а именно единый образ в его  развитии.

И вот тут – она снова простушка. Но не дурочка-пустышка, а девушка из  простонародья, но по-своему мудрая своей простонародной же сметкой. Попадающие в переплёт её хозяева начинают паниковать и дёргаться, теряют контроль над собой и над ситуацией, а служанка постоянно умудряется вывернуться сама и помочь выпутаться другим из того самого переплёта.

Очевидно, что она не в силах бы выстроить заблаговременно «линию защиты», она всякий раз действует по ситуации, и попросту выкручивается в момент, когда окружающие мечутся и начинают трепыхаться.

Не теряй самообладания даже в безнадёжной ситуации! – наставляет нас героиня.

Вообще, надо сказать, по ходу спектакля не раз возникают ситуации, когда за видимым развитием сюжета проглядывает второе дно, когда за произнесёнными словами скрывается второй смысловой план.

Та же служанка всячески помогает своим хозяевам избежать семейных разборок. Она помогает каждому, подыгрывая им, и в то же время стараясь сделать так, чтобы они не встретились. На территории одной квартиры, пусть и многокомнатной, это непросто. Но на то и комедия.

Но вот что обращает на себя внимание. Служанка спрашивает у своей хозяйки: а чем вот этот её любовник лучше мужа?.. Та не может ответить, и только мямлит в конце концов: тем, что другой. Ну право, после этого так и напрашивается следующий сюжетный ход – такой же вопрос хозяину. Однако он так и не раздаётся. Потому что он очевиден. Капризная, избалованная, жеманничающая, непонятно к чему стремящаяся хозяйка, которая одну за другой разбивает семейные автомобили, забывающая (а реально из кокетства) не надевающая очки… Да понятно, что мужу рядом с ней хочется просто бабы – пусть безголовой, зато и без капризов…

Конечно же, авторы спектакля, стремясь воспеть торжество семейных ценностей, показывают партнёров по адюльтеру соответствующе – именно чтобы хозяева центральной героини оценили негатив своей попытки сходить «налево». Но это уже другая сюжетная линия. Я хочу обратить внимание читателя на то, что служанка искренне пытается понять, что ж нашла хозяйка в этом постороннем мужчине, в то время как выбор хозяина она высмеивает, но относится всё же с пониманием.

…Да что там! Сколько ни рассказывай о вкусе халвы, пока не попробуешь – не поймёшь.

Повторюсь: второй раз на данный спектакль не пойду. Но разок посмотреть рекомендую.

(Фото из интернета)