МЫСЛИ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗ РОМАНА «КРИВОУСТОВЫ»

(Подборка-11)

…О любовь! Насколько ж ты жаждешь идеализировать милого друга! Если влюбился, то видишь человека, который в тебе это чувство пробудил, только в чудесном свете, словно как ангела во плоти! Даже недостатки его кажутся милыми и вызывают у тебя исключительно нежность.

Во всяком случае, до поры, до времени.

Издревле повелось, что дьявол и его присные изображались в виде хвостатых-рогатых чудищ, которые являлись человеку, потерявшему разум под воздействием спиртного или ещё по какой причине, или же тяжко больному в бреду. Полноте, братцы, быть того не может! Каждый человек по дороге в преисподнюю ступает добровольно, обольщённый сладостными вожделениями – настолько сладостными, что заставляют забыть заповеди, которые внушали нам с детства.

А посулить такие не может хвостатый-рогатый, покрытый шерстью уродец! Нет, человека на греховное соблазняет милое оку видение, сладостный душевный нектар, песнопение ласковое, как у эллинских сирен…

Дьявол человека в грех не силой толкает – соблазнами сладострастными заманивает! В этом суть!

Между тем, когда видим мы милый образ, слышим ласковые речи, ощущаем сладость греха, и мысли не допускаем, что это и есть как раз те самые бесовские чары, что завлекают нас к погибели!

И нет в этом исключения. Каждому из нас, сколь благочестивым ты ни оказался бы, приятное приятнее, чем уродливое, благоухание ароматнее, чем зловоние…

Нет, по признаку «красиво – некрасиво» не различить, где божественное, а где происки нечистого. Потому-то из века в век человек совершает одну и ту же ошибку: считает любимого идеалом. А идеал не может стать посланцем тёмных сил, проводником козней врага рода людского.

Что я сейчас сказал нового, чего не знает никто?.. То-то ж: все о том знают. Знают – а только раз за разом ошибаются!..

Таков человек! Каждый считает, что стать жертвой бесовщины может кто угодно, но только не он сам! И в этом – самая главная и самая коварная уловка нечистого!

***

Кто резко возносится, может столь же легко и просто и упасть!

***

Поистине, не народилось на свет человека, которого хоть чем-нибудь, да невозможно подкупить!

***

Не нужно считать себя  особым мистиком, чтобы понимать: нельзя без причины сказываться больным. Накликать болезни на себя – занятие, чреватое неприятными последствиями!

***

Павшему с бою с басурманами – прямой путь в рай открывается, то каждому известно. Потому и считается такая смерть великой господней милостию!

***

В глазах господа имеет ли значение количество душ, загубленных данным грешником, или же тут имеет принципиальное значение сам факт вины, а не её количество?

***

Разумный и хороший человек далеко не всегда является при этом и человеком самостоятельным.

***

Человек – такое существо, что многое может простить и забыть другому; многое, но только не пережитый по его вине страх. Этого своего чувства человек, особенно мужчина, стыдится, а потому не простит тому, по чьей вине этот стыд переживает.

***

Подлинной властительницей подданных может стать только женщина, для которой интересы государства стоят выше внутрисемейных, которая в силах обуздать материнский инстинкт, либо напрочь обделённая таковым.

***

Везде и всюду воеводы нередко больше боятся брани государя, чем поражения на поле брани.

***

Есть такие мгновения перед боем, когда над полем зависает тишина, которую никто как будто не желает нарушить первым. Какая-то благоговейная тишина. Как будто сам господь насылает её на готовых к взаимному истреблению людей в надежде, что они одумаются и не почнут смертоубийства. Только не случается такого никогда, кто-то спускает-таки курок или отпускает тетиву… И тишина лопается, исчезает, прячется неведомо где – для кого на время битвы, ну а для кого с тем, чтобы накрыть своим покрывалом навечно.

***

Оно ж всем известно: дорого стоит только первый ковш вина, а потом цена значения уже не имеет – хмельной ум бережливости не ведает.

***

Ничто так не потворствует массовому пьянству, как коллективное безделье.

***

Не сомневаюсь, что абсолютное большинство людей со мной согласятся, что земная, мирская, светская жизнь человека далеко не всегда устроена справедливо. Церковь нам сулит, что за все наши деяния нам воздастся, что скромные возвысятся, что неправедное богатство не гарантирует привилегий в загробной вечной жизни… Всё так, наверное, – придёт пора, познаем истину. Только ведь каждый из нас желает жизни для себя лучшей здесь и сейчас, каждый хочет воздаяния за труды свои сегодня, а не в неведомом загробном будущем. Когда мы видим, что менее достойные, чем мы, что нечестные, непорядочные, бесталанные, бессовестные добиваются в этой жизни куда больших благ, чем лично мы, конечно же, куда более достойные лучшей жизни, когда жизнь их детей оказывается обеспеченной лучше, чем детей наших, мы ропщем, мы возмущаемся, мы сетуем на несправедливость.

Так было, так есть, так, судя по всему, и пребудет вовек!

***

В период всеобщей растерянности человек, не потерявший окончательно от паники рассудок, но не знающий что делать, старается примкнуть к кому-то, в чьих действиях чувствуется осмысленность.

***

Всё в мире взаимосвязано, и цепочка причинно-следственных связей создаёт не прямую последовательность, а скорее многосложное хитросплетение, сродни затейливому узору, выходящему из рук вологодских кружевниц, в котором неведомо где какая нить начинается, и какая коклюшка в каком направлении её потянет.

***

В сражениях верх одерживают воеводы и ратники; что же касается войны как социального явления, то тут побеждает государство в целом, во всей его совокупности, включая и экономический потенциал.

***

Между отдельными людьми взаимоотношения, пожалуй, посложнее складываются, чем между социальными слоями!

***

Человек вообще так устроен, что свои личные беды и труды оценивает выше, чем заботы ближнего своего; и уж тем более дальнего.

Несовершенен человек!

***

Мы изучаем историю битв и походов, и далеко не всегда задумываемся о том, что для снаряжения ратника на войну необходимо выковать меч, сплести кольчугу, испечь хлеб и умело высушить его в сухарь… И всё это требуется оплатить! Война сама по себе доходов не приносит – сплошные убытки. И экономика государства должна иметь потенциал для того, чтобы выдержать столь колоссальную нагрузку.