СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

1.

В чём состоит самая наиглавнейшая беда сегодняшней ситуации на информационном поле? В переизбытке этой самой информации, в её бессистемности, в невозможности её как-то упорядочить. В том, что это самое упомянутое поле буквально завалено сведениями обо всём подряд – и даже самый обобщающий перечень не в силах обозреть эти груды всего и вся. Да, состоит это поле вроде как из возделанных делянок, однако эти делянки разбросаны столь беспорядочно, переплетены настолько замысловато, да к тому расположены на поле отнюдь не плоскостном, а многомерном, да к тому же закрученном немыслимой пространственно-временным вихрем.

И вот в той абракадабре, которую я наворотил в предыдущем абзаце, требуется отыскать некую информацию, некий факт, единственно который тебе нужен.

Да-да, конечно, сам по себе факт отыскать не так уж сложно. Но только если целенаправленно начнёшь его искать.

Ведь раньше, во времена оны, как было? Берёшь газету – и узнаёшь о ситуации в мире ровно столько, сколько в ней написано. Нужна дополнительная информация по какому-то факту – отправляешься в библиотеку и берёшь энциклопедию…

А теперь – вот он перед тобою экран, и ты легко можешь вывести на него что угодно. Нет ничего проще!

И каждый выводит именно то, что ему нужно. Именно то, что надо. И в этом состоит своеобразная ловушка, потому что остальное, выходящее за рамки того самого необходимого факта, остаётся за скобками познаваемости. Это прекрасно! – скажет обыватель. Как сказать! – покачает головой человек, желающий познать мир шире.

Ежедневно происходит множество событий, о которых мы не узнаём, и никогда не узнаем. Быть может, сколько-то из них оказались бы для меня (тебя персонально, читатель!)   очень любопытными. Но у тебя отсутствует информация о самом наличии той важной информации. И она растворяется в бесконечном эфемере интернета, так и не попавшись тебе на глаза.

Мы ленивы и нелюбознательны, – сказал поэт. Пусть и излишне суров приговор, но что-то в нём есть. Мы привыкли обращаться к одним и тем же сайтам, окунаться в социальные омуты в строго ограниченных заводях. Конечно, при потребности мы заглянем и на соседнюю делянку, но, выдернув с неё нужную нам информационную единичку, тут же ныряем обратно, в привычное нам интернет-болотце. Сформировав свою информационную делянку, мы сами стали её заложниками, не зная, что творится за её пределами!

К чему я это всё?

В интернет-пространстве  сформировались основные информационные потоки. Скажем, взаимоотношения с Украиной, цена на нефть, санкции, теперь вот добавилась Турция… Они заливают всё! И их мощным агрессивным напором сообщения из других сфер жизни бесцеремонно вытесняются куда-то на задворки всё того же информационного поля.

Мы отслеживаем колебания курса нефтедоллара, но понятия не имеем, сколько по стране собрали в этом году зерна или построили тракторов – нам это вроде как без надобности, коль по всем каналам трубят именно курсе валют!

Но я речь веду не к надоям молока, а к понятиям, которые волнуют обывателя ещё меньше. А именно хочу поговорить о славянском братстве.

2.

Стоп-стоп! Не надо язвительного хохота, не нужно сразу тыкать пальцем в ту же Украину или в Болгарию, которая после своего освобождения от осман на протяжении 150 лет вступала во все военные блоки, направленные против России.

Я не сказал «дружба славян», я сказал «славянское братство». Разница принципиальная! Братья могут сколько угодно ссориться, но они не перестанут оставаться братьями! Сколько бы мы ни говорили о разрозненности, разобщённости славянского мира, а по крови, по происхождению, по историческому корню своему остаёмся славянами!

На протяжении веков находились люди, которые об этом изначальном нашем родстве не забывали. И старались сделать всё, чтобы и остальным напоминать, теребили обывателя: помни, дядя, что за границей проживает такой же славянин, который произошёл от одного с тобой корня!

Одна из организаций, которая объединяет таких людей – Всеславянский союз. Возглавляет его известный учёный и писатель Олег Платонов. Правая рука его – мой стародавний добрый товарищ Николай Кикешев.

Прежде, чем перейти от отвлечённых рассуждений к разговору о более призёмлённых и прозаических вещах, хочу оговорить ещё вот что.

Я не думаю, что люди, которые входят в подобные организации, и даже не просто входят, а активно работают в них, настолько наивны, что… Как бы сказать… В общем, по-ленински, верят, что их идеи овладеют массами. Напротив, думаю, что и они отдают себе отчёт, что прилагаемые ими усилия результат приносят мизерный. Так почему же они не успокоятся?..

Да потому, друзья мои, что плыть в общем русле легко и просто, комфортно и бесхлопотно. Но если испытывает человек душевный непокой, если видит, что внешние силы нагло и бесцеремонно рушат всё, что ещё как-то сохранилось в нашей генетической памяти!.. Можно, конечно, махнуть рукой – плетью, мол, обуха не перешибёшь, да и кому это нужно, опять же, бесполезно всё!.. Прав он будет, такой разочаровавшийся обыватель?.. Да конечно же, на все сто процентов прав! Умом. А сердцем, душой?.. Или там уже давно всё зачерствело, мхом поросло?..

Вот в этом и разница! Все, с кем ни заговори, все в один голос скажут: о наших общих славянских корнях не нужно забывать, и братство наше было, есть и пребудет вовек!.. И после этого пойдёт – на митинг против кого-то, к телевизору, или пиво пить.

А вот эти люди, о которых идёт речь, реально пытаются что-то  сделать, чтобы в наших душах не погасла бы свеча нашего единства. Про свечу в душе не я придумал – так некогда выразился Великий князь Московский Симеон Гордый.

Вот про людей, которые стремятся что-то делать для сохранения, преумножения и развития славянского единения, и пойдёт речь.

3.

В понедельник, 23 ноября состоялось расширенное совещание Президиума Всеславянского союза. На совещании присутствовали и выступили: Олег Платонов, Николай Кикешев, Сергей Комков, Павел Тулаев, Иван Яценко, Олег Розанов, владыко Августин и другие участники.

Коротко остановлюсь на некоторых вопросах, которые мне показались более интересными.

Одна из основных целей Союза – всемерное содействие активизации центростремительных сил в славянском движении. Конечно же, в наше время, когда мы напрочь перессорились между собой, это невероятно трудно. Тем более нужно активизировать эту работу! Некогда славянство было единым – об этом следует напоминать людям как можно чаще.

Но как?.. Красивая цель – конечно, прекрасно, но какими могут быть реальные шаги в этом направлении?..

О том и шла речь. Буду называть не по степени значимости – в конце концов, моя оценка этой самой значимости это только моя оценка, а по мере того, как звучала информация.

Итак, перво-наперво, через два года исполнится 150 лет, как в Москве состоялся Всеславянский конгресс 1867 года. Организация, возглавляемая Олегом Платоновым и Николаем Кикешевым, планирует воспользоваться этим юбилеем для всемерной пропаганды идей панславянского единения.

Дальше. В Москве планируется открытие памятника славянскому единству.

В настоящее время ведётся подготовка к изданию Славянской энциклопедии. Пока предварительно она планируется как трёхтомник, а во что это выльется в реальности, время покажет. Хочу отметить, что Энциклопедический словарь «Славянский мир» – моя настольная книга, так что новое издание буду ждать с нетерпением.

Шла речь и о создании массовой Общеславянской библиотечки, в которую собрать лучшие произведения мыслителей, стоявших на идеях общеславянского единения.

Говорили также о создании газеты «Славянский вестник».

Вот тут пришла пора вернуться к началу данных записок. Информационному обеспечению данного движения следует уделять куда больше внимания, чем это делается сейчас. Я понимаю, что это требует средств, и немалых. Ведь чтобы внедриться в то самое информационное поле, о котором шла речь выше, чтобы стать на нём заметной величиной, требуется много чего – тут уже мы вторгаемся в мир пиар-технологий. Но тут выбор у Всеславянского союза невелик: либо раскручивать свою деятельность, либо довольствоваться ролью крохотной структурки, которая существует лишь для того, чтобы обеспечивать своих лидеров звонкими титулами. Сколько нынче существует таких – не счесть! Насколько я понимаю, ни Олег Платонов, ни Николай Кикешев, ни Павел Тулаев, ни кто другой из виденных мною активистов таковой ролью не удовлетворится.

А потому нужны свои издания, нужны свои интернет-издания, нужны контакты с другими изданиями… Фантастическая идея-максимум, которую мы должны поставить перед собой, так это прийти к тому, чтобы за одним столом собрались лидеры националистических организаций всех шестнадцати славянских стран и громко хором заявили бы всему миру: «Мы – братья! Мы – одной крови! Мы вместе дадим отпор любой иномыслящей заразе, которая попытается тронуть хоть кого-то из нас!».

Что, читатель, скажешь, совсем автор сбрендил?.. Да нет, я реалист, причём, мрачный скептик – просто очень этого хочется!

4.

На деле же мы имеем картину совсем иную.

Даже среди структур, которые декларируют общеславянские идеи, нет единства. Для внесения раскола в них, Запад искусственно создаёт и подкармливает структуры, которые под красивыми лозунгами реально сеют вражду. Некоторые общественные деятели используют движение лишь для достижения своекорыстных целей…

На совещании назывались и структуры такие, и деятели – я этого делать не стану. В конце концов, не настолько в теме, да и цель моих заметок отнюдь не в этом. Я – о дружбе, о братстве, о единении.

Говорили о том, что Евросоюз разваливается, что бездумная (или тщательно продуманная?) политика поликультурности реально ведёт к утере Европой своей этнической идентичности. О чудовищном вреде, который наносит нынешняя политика в культурном воспитании молодёжи и будущим поколениям тем, что подрубает им корни памяти…

Одно предложение вызвало весёлое оживление. Оно состояло в том, чтобы создать конфедеративное Германо-Российское государство  во главе, разумеется, с Владимиром Владимировичем, чтобы противостоять нашествию на Европейскую культуру культуры ей чуждой. Будем считать, что его автор где-то там, наверху, записал на свой счёт несколько плюсовых баллов.

5.

Мероприятие длилось три часа. Говорили о многом, и, что характерно, не было пустопорожней болтовни, как то нередко случается на подобных собраниях. С выступающими можно соглашаться, а можно нет, но все говорили по делу.

И, признаться, мне досадно, что на этом фоне не слишком прозвучало выступление Николая Кикешева. Как и предусматривалось повесткой дня, он представлял свою новую книгу «Основы славизма».

Я уже неоднократно говорил о творчестве Николая Ивановича. И считаю, что о его новых работах следует говорить более обстоятельно, а не мимоходом, когда уставшие от долгого и предметного разговора люди начинают расходиться.