РАССКАЗ О СКРИПКЕ
(Судьбы есть не только у людей, но и у вещей)
В своих записках о круизе я неоднократно уже упоминал нашу обаятельную скрипачку Елену Романичеву. Хочу коротко рассказать историю, которую она мне поведала.
Ещё во время самого первого её концерта я обратил внимание на скрипку – явно не новенькую, от инструмента просто веяло стариной.
Теплоход, даже круизный – мирок замкнутый. Отдыхающий здесь постоянно встречается с людьми, которые обеспечивают его отдых. Это даже как-то забавно: проходить в тот же Музыкальный салон, предварительно пожелав успешного выступления артистам, которые готовятся к выходу, стоя в коридорчике.
Так вот, буквально на второй день пребывания в круизе я встретился с Еленой в гладильной – она утюжила концертное платье. Журнализм – это неистребимо: воспользовавшись моментом, я тут же поинтересовался скрипкой. И Елена поведала вот какую историю.
Скрипка та была изготовлена в 1712 году, в Австрии. Работал её не какой-то один мастер, а артель, но, как выразилась Елена, «по лекалам Страдивари».
В чьих руках побывал инструмент, неизвестно… Но в 1945 году её привёз вернувшийся домой фронтовик. Долгие годы валялась она у него в кладовке невостребованной.
А потом внук того фронтовика, поняв, что в его семье никто по музыкальной линии идти не собирается, привёз инструмент… Ну, тут я что-то упустил – в филармонию, что ли… Привёз не с целью нажиться – он и денег особых не запросил, просто жаль было явно старинный инструмент, который пропадает без дела.
Так скрипка попала в руки Елены.
Она отдала инструмент реставраторам. Известный питерский мастер изготовил ей смычок. Елена оформила на скрипку документы – в музыкальном мире с этим делом строго. И теперь является полновластным владельцем старинного прекрасного инструмента.
На мой взгляд, им повезло обоим: и Елене Романичевой, и самой скрипке.
Хочется обратить внимание на один момент – ни в малейшей степени не желая полемизировать с Еленой.
Как-то я смотрел телепередачу о Страдивари и его скрипках. Насколько я понял (и запомнил), скрипки этого мастера пользуются столь большой популярностью не потому, что изготовлены по каким-то особенным лекалам. Вернее, лекала, бесспорно, очень важны, но не в них, единственных, сокрыт секрет инструмента. При создании скрипки важно также подобрать дерево, а также правильно пропитать его специальным лаком. В дереве и пропитке кроется не меньший секрет звучания инструментов этого мастера.
Таким образом, слушая скрипичное выступление, мы наслаждаемся звучанием… Как бы это сказать… Это звучание заложено в скрипке, это поёт душа инструмента – а руки исполнителя помогают ей. Самое великолепное исполнение случается там и тогда, когда душа инструмента и душа исполнителя достойны друг друга, когда они созвучны, когда они поют в унисон.
Руки исполнителя посредством смычка извлекают звучание из струн и дерева скрипки. Это мастерство. Но если в этом процессе участвует ещё и гармония душ человека и инструмента!.. Это здорово!
Мы не знаем имён тех скрипичных мастеров начала XVIII века. Однако инструмент в руках Елены Романичевой – это памятник их золотым рукам. А звучащие мелодии – гимн их памяти!
Когда я рассказал эту историю одному своему сотруднику, он высмеял меня. Мол, такие байки музыканты любят рассказывать лопухам, которые развешивают уши, внимая им. И паспорт, мол, “эксперты” нарисуют любой…
Не знаю, может, и так.
Но как-то хочется верить в правдивость приведённой истории