КОГДА ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ВЫБОР

Размышления о рассказе «Дым и пламень Донбасса. Надежда»

(Сборник «Строки мужества и боли…

Произведения писателей Донбасса 2014-2015»)

Но если жутковато читать о впечатлениях о войне мужчин, то что уж говорить о женском взгляде на войну!

Рассказ Варвары Мелеховой называется просто: «Дым и пламень Донбасса. Надежда». Вполне понятен авторский ход: слово «Надежда» означает одновременно и имя героини, и главное чувство, которое доминирует у всех действующих лиц рассказа. Более того, название словно напрашивается на то, чтобы его расшифровать: мол, да, сегодня дым и пламень, но только после них стоит точка – а дальше живёт надежда!

Хотя, признаться, мне ещё со школьной поры казались подобные умозрительные размышления критиков искусственными. Мало ли что имел в виду автор, присваивая имя своему произведению?.. Может, всё, что привиделось мне, не соответствует авторскому взгляду!

Так что лучше вернёмся собственно к произведению.

Простенький сюжет здесь служит лишь основой, по которому вышивается сложный узор авторских размышлений.

В город привезли гуманитарную помощь. Молодая женщина идёт получить продуктов. Узнав, что она ухаживает за старушкой, ей верят на слово и выдают двойную норму «гуманитарки». Возвращается героиня домой, заходит к подопечной, отдаёт ей продукты, а сама отправляется в свою квартиру. И тут в их дом прилетает снаряд… Старушку спасло лишь то, что она понесла продукты в кладовку, а не осталась в комнате. Таким образом, гуманитарная помощь не только обеспечила её продуктами на некоторое время, но и спасла ей жизнь.

Всё.

Но события описаны сквозь осознание их нашей героиней. И видишь их её глазами, её душой, её мировоззрением…

Для начала – один характерный штрих. В книге представлены произведения как мужчин, так и женщин. И обращает на себя внимание, насколько женщины прекрасно разбираются во всех видах вооружения. Здесь, в мирной нашей жизни, спросите у любой представительницы слабого пола – и мало кто из них различит танк и БМП, пушку и гаубицу, «град» и «ураган». А действующие лица всех без исключения произведений сборника, вне зависимости от авторства, прекрасно в этом разбираются.

Быть может, это не самая жуткая особенность произведений. Но за душу она цепляет, ибо так быть не должно! Люди старшего поколения помнят, что в одной некогда популярной песне были слова: «а женщина – женщиной будет, и мать, и жена, и сестра…». В сборнике женщина выступает невольным знатоком техники и вооружения. Ещё и горько иронизирует по поводу нежных названий этих орудий убийства: «гиацинт», «гвоздика», «тюльпан»…

Поднимается в данном рассказе сложнейший вопрос. Вопрос выбора – как поступать в ситуации, когда твой родной город вдруг оказывается в зоне боевых действий. Пусть не слишком активных, но всё же…

Выбор у человека есть всегда. Кто бы спорил с данным утверждением! Проблема состоит в том, между чем выбирать! Одно дело выбирать между белым и чёрным (вариант: красным), и совсем другое – между оттенками беспросветности.

В своих размышлениях о прочитанной книге я уже неоднократно озвучивал своё отношение к происходящему. Донецкие края, как они запечатлелись в моей памяти… Неторопливость, размеренность бытия, ухоженные беленькие хатки и богатые приусадебные хозяйства, урожайные садики… В городах – своя прелесть: «город миллиона роз» Донецк, его многочисленные промышленные городки-спутники… Луганск я знаю куда меньше, но и он красив и зелен…

И вот сюда пришла война. Помните, как Пантелей Мелехов спрашивает у своих готовых сорваться в бега сыновей: «А хозяйство как же?». А что изменилось с тех пор?.. Мы – не стрекоза из басни, у которой под каждым листом готов и стол, и дом. Мы врастаем в свою повседневную жизнь, мы хотим жить в своём доме!

У кого-то есть где-нибудь родственники, готовые вас приютить, или же кто-то достаточно молод, чтобы бросить всё и устремиться в неведомое завтра – эту способность обычно называют пассионарностью. Но ведь не все такие. Человек далеко не всегда способен бросить родной дом – пусть частный с усадебкой, пусть квартиру  в «хрущовке».

Я знаю лично и тех, и других. И понимаю тоже и тех, и других.

Не дай бог кому-то предстать перед подобным выбором!

Ведь вопрос стоит не только о наличии или отсутствии крыши над головой. А где работать? На что жить?..

Упорядоченная размеренная жизнь разнеживает. Человеку, который обитает в комфортных условиях, непросто понять человека, оказавшегося в положении выбора, о котором идёт речь. Стоять на пороге и не знать, куда шагнуть: вперёд или назад, зная, что ни там, ни здесь тебя не ждёт ничего хорошего. С одной стороны – здесь ты по крайней мере всё знаешь, и надеешься, что политики помирятся, и вернётся та же довоенная жизнь. Но с другой стороны, под лежачь-камень и вода не течёт, и пассивно ждать милости, которая ещё неведомо придёт ли, это просто стыдно как-то! Трепыхаться надо, выплывать!..

Что делать?

Этот вопрос в той или иной форме поднимается в разных произведениях книги.

И вот разрушаются семьи – уезжают молодые, переждать «войнушку» где-то в стороне, а старики остаются в своём жилье, потому что… Ну не желают старики куда-то уезжать!

А как вам такая проблема?.. Человек всю жизнь привык трудиться, в поте лица добывать хлеб насущный. И вдруг – нет работы. Зато привозят гуманитарную помощь. Мы с детства помним, как нам показывали, что такие вот грузы доставляли куда-то в Африку, и там голодные люди налетали и расхватывали подаяние. Я подобное видел в Афгане, когда в нищих кишлаках сорбозы автоматами отгоняли дехкан от барбухаек, чтобы распределить продукты хоть более или менее справедливо…

Мы всегда были гордыми! Мы привыкли к другой системе ценностей! Мы всегда давали другим и не клянчили что-то со стороны. Нам стыдно получать милостыню.

И наша героиня отправляется «на раздачу», преодолевая собственную гордость. Она терзается, и не пошла бы, вероятно, если бы не старушка на её иждивении.

Вчера, только вчера эти люди жили в тех же условиях, что и мы. А сегодня они уже поставлены в условия, что вынуждены принимать подаяние.

Конечно же, я сознательно сгущаю краски: не милостыня, не подаяние, не нищета… Но ведь близки же эти понятия к описываемой ситуации!

Человек должен иметь возможность трудиться. Человек, который трудится, не должен голодать. И только человек, который по тем или иным причинам не в состоянии трудиться, имеет право получать блага бесплатно. Если в этом триедином утверждении не работает какое-то звено, это вина общества, общечеловеческого социума.  Отсутствие возможности зарабатывать на хлеб насущный – не вина человека. Однако ему стыдно получать незаработанное. Такой вот парадокс!

Походя, буквально мимолётом проскакивает в рассказе такой эпизод, который, тем не менее, настолько философичен!.. Пожилой человек сетует на недостаток информации о внешнем мире. Нехватка пищи для желудка его, конечно, угнетает, однако в первую очередь он говорит о голоде информационном.

Да, одна из главнейших отличительных черт человека, выделяющая его из животного мира, – это потребность в информационной подпитке. Мы можем сколько угодно сетовать на то, что старшее поколение и младшее не понимают друг друга – но ведь речь идёт о несовпадении интересов, а не об отсутствии таковых вообще! Каждому человеку непременно интересно нечто, выходящее за круг его жизненных потребностей! И мне понятна потребность того мимолётного персонажа, которому не хватает знания, что творится  за пределами мира, в котором он волею обстоятельств оказался.

А вот ещё одно тонкое наблюдение – таких вот штришков, подмеченных автором, в рассказе немало. Перед Великой Отечественной войной, рассказывали старики, гудела земля – а на этой войне гудит небо! А такое: в мирное время спрашивают «как дела?», а в привоенной зоне «у вас тихо?»…

Конечно же, автор не мог замолчать такой вопрос, за кого он душой, и почему. Об этом пишут все авторы до единого. И я не буду углубляться в точку зрения данного автора.

Только вот что обращает на себя внимание.

В момент, когда по народу проходит раскол гражданской войны,  очень многие люди ещё не определились с выбором знамён, под которые встать. Человек идейный изначально принадлежит к одному из лагерей, но таких, быть может, процентов десять только. На выбор остальных влияют факторы, которые затрагивают их лично.

Донбасс ещё и не думал вооружаться и воевать – а по его земле уже пошли направленные Киевом колонны боевой техники. И часть местных жителей откачнулась от официальной власти и поддержала сторонников «Новороссии». На мирные ещё населённые пункты упали первые снаряды и ракеты, выпущенные с Запада – и ещё часть населения пополнила ряды ополченцев. Власти запретили георгиевские ленточки…

Автор подметила: противопоставление Дня незалежности и Дня Победы разделило людей на сторонников Киева и сторонников «Новороссии». Это стало одной из грандиозных ошибок, допущенных самопровозглашённой властью Киева.

И с этим трудно не согласиться. Человек может довольно долго пребывать в неопределившемся положении. Но если его заставить сделать выбор «или – или»…

Вот так и вышло, что Киев сам оттолкнул в ряды «Новороссии» немалую часть своих сограждан.

Вот такие мысли вызвало у меня прочтение рассказа Варвары Мелеховой «Дым и пламень Донбасса. Надежда».