Сборник
«СТРОКИ МУЖЕСТВА И БОЛИ…
Произведения писателей Донбасса 2014–2015».
Субъективные размышления о прочитанном
Часть 4.
Владимир КАЗМИН
«НЕПОКОРЁННАЯ ЛУГАНЩИНА»
Новый автор – и новый стиль письма.
Владимир Казмин тоже размышляет над происходящими событиями. Только он больше озаботился вопросом, откуда пошла эта война, кто её развязал, и как так получилось, что народ раскололся на противостоящие лагеря.
Мой комментарий о публикациях Владимира Казмина будет, возможно, самым кратким из всех; и уж приведённых выше – точно. Потому что автор высказывает свои мысли, и они порой довольно резки. Это его мысли, его воззрения, их нужно читать в подлиннике, а не в пересказе.
В публикации говорится о том, как постепенно вызревала, а точнее как искусственно взращивали в некоторых районах Украины ненависть к России и к русским. И цель одна, и самая простая: пока русский народ един, он непобедим, потому требуется его расколоть! И ведь раскололи же русофобы!
Тут вот о чём следует особо сказать, какую мысль подчеркнуть двойной жирной чертой.
Любое слово, любое понятие со временем может трансформироваться. В данный момент я говорю не о слове как таковом, а о том, что конкретно оно означает.
Сегодня слово «русский» означает нацию, составляющую основу России, её державообразующий этнос. То есть сегодня русский противопоставляется украинцу или белорусу. А раньше это понятие имело несколько иное значение. «История русовъ или Малой России» называется фундаментальное исследование архиепископа Белорусского Георгия Конисского, увидевшее свет в середине XIX века. В своих записках о путешествии по России германский дипломат XVII столетия Георг Тектандер разделяет понятия Московии и русских земель, подразумевая под русскими землями восточную Белоруссию… «О, Русская земля, уже ты за холмом!», – восклицал черниговский князь Игорь ещё в XII веке… Львовщина в составе Речи Посполитой именовалась Русским воеводством… И подобных примеров можно приводить множество – я сейчас упомянул только те, которые просто всплыли в памяти.
То есть в прошлые времена население Украины (в границах тех времён, понятно) именовалось русскими. Но это отнюдь не отождествляет его с населением России – такую ошибку допускают слишком часто. Словесную формулу отождествляют со смысловым понятием!
То есть поддерживали жители Украины Россию или же боролись против неё, они именовались русскими – потому что это понятие было наднациональным!
…Владимир Казмин пишет о будничности смерти, о том, как люди привыкли к ней… И жутковато становится от такой привычности.
Вообще автор умеет передать словами чувства, охватывающие человека, оказавшегося близ передовой. В частности, через образ брошенных одичавших собак. Оставшиеся без хозяев псы – их используют многие авторы сборника.
Владимир душевно описывает благодатные края Донеччины и Луганщины. И в самом деле ведь с ним невозможно не согласиться. И как же не вяжется эта благодать с тем, что теперь здесь творится! Не устаю повторять: я бывал в Донбассе несчётное количество раз, и знаю, какая замечательная там земля – в самом широком толковании этого слова! И эти места, которые в памяти моей остаются прекрасными и мирными, нынче бушует война. Не укладывается в голове!
Описывает автор, как погиб сотрудник теплоэлектростанции казак Вадим Бобров. Он был на дежурстве, он обеспечивал снабжение города энергией. А его убили за георгиевскую ленточку.
Вспоминаю, как в 91-м в Ашхабаде прошла волна армянских погромов. Правда, они были мягкие для тех времён, без кровопролития… Но были. Так вот, молодчики-националисты громили мастерские, машины и дома зубных техников, лиц, занимавшихся автосервисом… Но не тронули ни одного армянина-хлебопёка. Получается, что у представителей Средней Азии сработали какие-то тормоза, разобрались они, кто работает для людей, а кто лишь на карман. А здесь дежурного по энергоснабжению города – безжалостно закатовали.
Не стану говорить о политических воззрениях автора – это слишком личное. Но вот о том, в чём наши позиции совпадают, и с чем хочется громко согласиться, скажу.
Первое. Войну на Украине развязал Запад. Это всё выгодно только заморской стране, в которой правит смуглый недалёкий паренёк, и его европейским шавкам. Чего я на сегодняшний день не знаю, так это следующего. Запад с самого начала планировал всё, что происходит сегодня, или же ситуация в какой-то момент вышла из-под контроля, и развивается по эффекту домино – когда каждый последующий шаг становится неизбежным следствием предыдущего, и этот обвал не остановить.
Второе. Новые украинские власти целенаправленно раздувают в народе такие настроения, как национализм и антирусскизм (не придумал ничего лучше, и изобрёл такое слово), и при этом потребительские настроения – мол, мы противостоим России, а за то кормите нас, открывайте границы для нас, создавайте возможность безвизового передвижения.
Третье. Молодёжи насаждается совершенно невероятно гипертрофированное представление об истории. Если в советские времена её подчищали и корректировали, подгоняя под теорию классовой борьбы в духе исторического материализма, то теперь попросту беззастенчиво врут.
Как-то в одной популярной книжонке я увидел изображение печати, якобы найденной при раскопках, на которой значилось: «Ольга, великая княгиня украинская». Побойтесь бога, панове, какая «украинская» тысячу лет назад?!.
Ну и четвёртое. Владимир Казмин пишет о «золотом веке» эпохи Леонида Ильича Брежнева. Нашей молодёжи, не только украинской, но и нашей, отечественной, тоже изрядно промыли мозги, и наша молодёжь тоже не представляет, в какое благодатное время прошла молодость их родителей! Да, каких-то проблем хватало и тогда. Но разве ж могут сравниться ТЕ проблемы с проблемами нынешнего дня?..
Мы ещё будем памятники ставить дорогому Леониду Ильичу»! – считает Владимир Казмин. Ну, памятнику вряд ли, демократы и либералы не позволят. Но вот вспоминать добрым словом его эпоху я лично буду всегда.
К записи "Сборник “Строки мужества и боли…”. Часть 4. Владимир Казмин, “Непокорённая Луганщина”" пока нет комментариев