Сборник

«СТРОКИ МУЖЕСТВА И БОЛИ…

Произведения писателей Донбасса 2014–2015».

Субъективные размышления о прочитанном

Часть 2.

Виталий ДАРЕНСКИЙ

«СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ»

Ох, как же много противоречивых суждений вызвало при прочтении данное произведение!

Автор рассуждает о современной ситуации на территории, которую мы условились называть Новороссией, с самых разных точек зрения: исторической, политической, лингвистической, ретроспективно-хронологической, даже теологической… И даже трудно определиться, с чего начать, чтобы поделиться впечатлениями.

В данной работе переплетены вещи, казалось бы, несовместимые: размышления о высоком и приземлённом, наблюдения бытовые и политические…

Начну с бытового и приземлённого.

Автор рассказывает о впечатлении о том, как он идёт среди садов. Дома заброшены, потому что люди сбежали от войны. Соответственно, некому собирать урожай. И отовсюду плывёт густой аромат опавших и гниющих яблок. Обычно когда говорят о запахе войны, речь ведут о духе гари, разлагающейся плоти,  сгоревшего пороха или тротила… А тут – совершенно нежданно: запах войны – это запах гниющего неубранного урожая садов.

А ещё штрих! Среди заброшенных садов на окраине города необходимо идти обязательно с палкой в руках – отбиваться от одичавших собак.

А вот ещё наблюдение… На рынке выстроилось несколько очередей. Начинается обстрел. Очереди, в которых люди стоят за продуктами для себя, разбегаются, прячутся. Очередь же за кормом для домашних питомцев – кошек и собак – самая стойкая. «Это мой Мурчик…  Я сам сдохну, а ему последний кусок отдам».

Недавно по телевидению рассказывали, что в Германии бедняки специально обзаводятся собаками, потому что владельцам полагается вспомоществование от государства. Доплата за доброту, так сказать.

А вот приведённый пример отношения к приручённым животным из осаждённого Луганска просто берёт за душу.

И параллельно с этими бытовыми зарисовками Виталий Даринский рассуждает о более глобальных вещах. В чём-то с ним соглашаешься, в чём-то хочется поспорить… Иногда он пишет просто до нервного надрыва…

Например, рассуждает о том, что по латыни bellum одновременно означает и войну, и всё прекрасное, и что наше слово «белый» также происходит от него же. И философски рассуждает по этому поводу.

Даринский пишет о геополитическом месте Украины, которая оказалась на стыке интересов Запада и Востока, и много рассуждает о роли США, идеологии, политики в развязывании разразившейся войны.

На мой взгляд, несколько резче, чем следовало бы, автор рассуждает на тему зарождения и существования украинской нации как таковой. Я сейчас не буду вдаваться в теоретическую составляющую вопроса, я только о моральной её стороне.

Каждая уважающая себя нация имеет некую отправную точку, от которой ведёт свою биографию. Редко случается, что она не вызывает споров у специалистов-историков, но для историков-любителей век-другой туда-сюда принципиального значения не имеет. Главное, что люди признают: их нация существует, потому что родилась тогда-то!

И вдруг сейчас раздаются голоса, что украинской нации и вовсе-то не существует, что создана она искусственно и по-прежнему состоит из нескольких разрозненных суб-этнических групп, не слившихся воедино, да и неизвестно, сольются ли ещё…

Повторюсь: исследовать, есть ли резон в таких логических построениях или нет, не берусь. Это тема для специалистов. Я же рассуждаю просто по-человечески. Даже если это и так, нация идеологически начнёт формироваться вокруг подобного оскорбляющего тезиса. Я совершенно согласен с Львом Гумилёвым, который считал, что не кровь таковая определяет принадлежность человека к нации, а осознание человека представителем её. И теперь многие граждане Украины, которые настроены против России и русских, услышав, что их и за нацию-то не считаю, непременно начнут объединяться по идеологическому признаку.

Люди, русские по крови, но вставшие на антирусские позиции – русские ли они после этого?

Считаю, что по вопросу, существует ли украинская нация, каждый вправе придерживаться своей точки зрения. Но вести речь по этому вопросу следует максимально деликатно. Потому что вне зависимости от того, существует ли, с точки зрения науки, этнос, а вот люди, его составляющие, имеются, и у них есть самолюбие, которое следует щадить.

Будучи ещё совсем молодым, я как-то пошутил бестактно с одним сослуживцем по поводу его национальности. Человек оказался достаточно выдержанным, и просто перевёл разговор на иное. Зато позднее мне попенял общий знакомый… И с тех пор я чётко знаю, что вопрос этнической принадлежности едва ли не самый деликатный в общении между людьми. При этом, чем малочисленнее этнос, тем обидчивее его представители.

Таким образом, считаю, что высказывания по поводу того, что такой нации, как украинец, не существует, наносит непоправимый вред российско-украинским отношениям и становится катализатором активизации антирусских настроений.

Ведёт речь Виталий Даринский и о ситуации с Крымом.

Лично в моём представлении ситуация рисуется в этом вопросе следующим образом.

В международной практике существует два взаимоисключающих принципа: право нации на самоопределение с одной стороны, и территориальной целостности государств с другой. В стабильном обществе, в нормально функционирующей стране и целостность государства не подвергается сомнению. Но вот происходит революция (переворот), в столице приходят к власти новые силы. И вот тут каждая нация вправе сделать свой выбор: желает ли она продолжать совместное проживание в границах государства, которое, не поинтересовавшись мнением большинства, теперь живёт по новым законам.

Референдум, проведённый в Крыму, недвусмысленно показал выбор жителей полуострова. Таким образом, отделение Крыма от Украины – прямое следствие Майдана.

А вот в районах, которые мы условились называть Новороссией, подобный сценарий не удался.

Даринский последовательно, по шагам прослеживает хронологию развития конфликта между Киевом и Донбассом – конфликта, переросшего в полномасштабную гражданскую войну. Он особо подчёркивает, что никто в кошмарном сне не мог провидеть, к каким кошмарным последствиям приведёт это выступление.

И ещё одну тему поднимает автор.

Обычно, когда речь идёт о событиях в Новороссии, говорят о размежевании народа по идеологическим принципам: кто за Киев, а кто за Донецк-Луганск. Но ведь это – не единственная линия размежевания! Есть и другие: пошёл воевать (в данный момент неважно, на чьей стороне) – или остался дома. Или: остался в родном доме – уехал куда подальше. Или: поступил по закону – скрылся за границей… Каждое такое решение для человека есть поступок, есть его выбор… И насколько зачастую трудно его принять!

Украинское общество дробиться по всем этим, и множеству других разломов!

Работая над этими записками, я пометил три фразы, которые мне кажутся очень удачными. Не бесспорными, подчеркну, а именно хорошо выражающими мысль автора.

«Война – плод смертельного оскорбления и страсти умереть за Правду!».

«Страна, основанная на лжи, от лжи и подохнет».

И сегодняшний Донбасс здесь сравнивается с Армагеддоном, в котором силы Антихриста пытаются завоевать Святую Русь.

Ну и последнее… Нет-нет, не последнее в очень глубокой и обстоятельной публикации – просто нужно же на чём-то и завершать свои впечатления!

Автор упоминает «мировое сообщество». Откровенно говоря, до какого-то момента жизни на меня также производило впечатление такое словосочетание. А теперь вот – нет, не производит.

Что это за штука такая – мировое сообщество? Что это за Марья-Алексевна, на мнение которой нам предлагают всё время оглядываться? Чьи взгляды оно отображает, чьи мысли озвучивает, чью точку зрения навязывает?..

Это самое «мировое сообщество» кричит «ура!» по ситуации в Косово, но «ату!» по поводу Крыма. Оно всемерно разрушает традиционные нравственные ценности ради похотливых предпочтений кучки извращенцев. Оно готово облаять кого угодно и вылизать все места у кого велят… Это удобная ширмочка… Даже не ширмочка, а кокетливый фиговый листочек, прикрывающий, а точнее, делающий только вид, что прикрывает… Впрочем, остановлюсь-ка я лучше.

Не существует такого понятия, как мировое сообщество. А против России выступает не это мифическое рыцарство Круглого стола, а заморский монстр, который хочет оставаться единственным и неповторимым лидером на мировой арене, и который ведёт на поводке свору послушных шавок, готовых выполнить любой приказ своего повелителя.

Удивительно, что кому-то очень хочется присоединиться к этой лающей с поводка своре…

Впрочем, это уже выходит за рамки того, что я хотел рассказать о произведении Виталия Даринского «Счастливые дни».

Это очень интересное произведение, которое вызывает у читающего всплеск мыслей и эмоций.