КАРА- КАЛА

Наша  армейская колонна с восходом солнца весь день медленно преодолевает хребет Копетдаг.

Щебёнчатая дорога вьётся узкой лентой, часто по самому краю обрыва пропасти. Срывающиеся камни из под колёс и гусениц с гулом летят в ущелья. Горы не высокие, безжизненные, ни деревца, ни пятнышка зелени. Мёртвый лунный пейзаж. Туго закрученные бесконечные серпантины. Ни птицы, ни зверька. Всё живое спряталось от палящего безжалостно солнца. Жгучее солнце. Бездонное, мутное небо без единого облачка.

Наши автомобили, тягачи выбиваются из сил. Радиаторы кипят. Водители измучены. Неимоверная усталость давит на плечи. Звенящий, нудный звон в голове…

Наконец горы расступаются и колонна вползает в узкую долину. Уютно расположился посёлок Кара-Кала, нам он кажется райским уголком.

Небольшие домики из камня – плиточника, приветливо журчащий арык с чистой, горной водой.

Редкие непривычные деревца, в них нет нашей среднерусской пышности, яркости зелени, но радуют они глаз. У каждого домика небольшой садик, три-четыре деревца, виноградник.

Колонна останавливается на отдых. Жадно пьём холодную, до ломоты зубов, воду из арыка, наполняем фляжки. Хорошо знаем цену воде…

Прошло без малого полвека, а часто вспоминается отчётливо, ярко с подробностями «вижу» этот трудный, бесконечно длинный день.

Необъяснимо притягателен этот бедный, но  неповторимый памятный посёлок. Часто видится сказочно-красивый, тревожно-заманчивый пейзаж угрюмых гор под полной луной. Как будто бы театральные декорации к старинной восточной сказке.

Не на каждой карте отыщешь посёлок Кара-Кала. Теперь он в чужой стране – Туркмении.

Если бы судьба предоставила право выбора, возможность указать желаемую точку путешествия – без сомнения выбрал бы Кара-Калу – на самой границе с Ираном, с горной речкой Сумбар за околицей.

В жизни встречается трудно объяснимое – почему так тянет возвратиться сюда?

Всё здесь казалось необычным, непривычным, из детства памятных сказок. Сам посёлок после удушливых, знойных Каракумов казался фантазией.

Ватага любопытных ребятишек, рассматривающих машины, орудия, оружие. На длинной скамейке – доске у магазинчика под пирамидальным вековым тополем степенные, молчаливые старики в огромных овчинных шапках. Так и кажется, что им известна вся мудрость жизни.

Мужчины, женщины приносят нам арбузы, виноград, гранаты, угощают хлебом-лепёшкой. В ответ мы раздаём консервы, Доброжелательная обстановка – мы, солдаты, рады отдыху, воде. Местные жители, оторванные от шумных городов и дорог, с любопытством рассматривают нас..

В те далёкие годы и не осозновал, не задумывался, что в этом исключительном, по своему экзотическом уголке огромной страны , нахожусь в последний раз.

Тогда спешил вырваться на свободу, казалось мне тогда сладкой и доброй, чего не случилось потом…

Этот край суровый запомнился и ещё одним памятным событием. На боевые стрельбы в районе  маленькой приграничной речки прибыл маршал Москаленко, инспектировавший Туркестанский военный округ. Дивизион получил отличную оценку, а я благодарность и отпуск домой. Сколько было радости и счастья!…

.С годами человек переоценивает ценности. Что в молодости казалось красивым, привлекательным, к примеру, приморский город с его широкими, открытыми морскому ветру улицами, красивыми домами, дворцами, со «стадами» автомобилей, толпами разнаряженных людей – теперь уже мало привлекает, не так усиленно зовёт к себе.

Хочется тишины, покоя, единения с многострадальной природой. Неведомое, кажется давно забытое, напоминает о яркой луне, необыкновенном звёздном небе, тревожной темноте горных ущелий и пугающему плачу ночью шакалов.

Чем меня может удивить, порадовать большой город – пусть это будет сам Париж?

Душа зовёт в Кара-Калу, где был всего несколько часов и где больше никогда не буду, если только во сне!

У каждого из нас есть своя Кара-Кала, Там, в этом затерянном в мире клочке земли, сладко грустно, наползают видения – воспоминания, осознаёшь, чувствуешь самого себя на пороге, в самом начале жизни. С годами заветное может быть придумано – преувеличенное становится дороже, всё настойчивее зовёт к себе, всё ярче светится и видится бессонной ночью.

Алексей  ЕВДОКИМОВ.

Октябрь 2006 года. Январь 2015 года.