«…МЫ ОБОРОНЦЫ ТЕПЕРЬ…»

Исполком Международного сообщества писательских союзов

защищает свои интересы

Есть такое понятие – корпоративная солидарность. И как любое другое понятие в нашем мире, оно имеет две стороны – в чём-то это очень даже положительное явление, однако если посмотреть с другой стороны, то выглядит довольно-таки сомнительно…

Теперь другое явление нашей жизни. Тяжба. С чего она началась – уже порой никто и не помнит. Что-то там с шинелью: не то он украл, не то у него. Или кто-то кого-то назвал гусаком. Или там старик-Дубровский с самодуром-Троекуровым… Главное, что был некий первоначальный первотолчок, далеко не всегда какой-то значимый, иной раз вовсе уж пустячный. И понеслось! Каждый последующий шаг каждой из враждующих сторон  проистекает из предыдущего шага противника, и очень редко из соображений целесообразности.

Как-то в деревне я стал невольным свидетелем эпизода длительной тяжбы соседей. Уж с чего и когда она началась, не скажу. Но жертвой этого противостояния стала яблонька, которая росла как раз на меже двух участков – дерево попросту спилили. Распря от этого, естественно, не прекратилась… Сегодня уже нет на свете и участников раздора, и у соток тех новые хозяева, а вот яблоньки той больше нет, и, соответственно, добрых плодов на Земле стало меньше. В какой-то мере это даже символично, хотя и грустный получился тот символ.

Хотя есть в рассказанной истории и ещё один символ, хотя и не столь явный. В каждой распре обязательно имеется своё яблоко – яблоко раздора.

Тружусь я сейчас в аппарате Исполкома Международного сообщества писательских союзов. Пусть не Бог весть насколько могущественная организация – не всем же судьбами мира вершить! Но за четыре с половиной года, что я тут работаю, сделали мы сколько-то добрых дел, и число людей, которым мы в чём-то помогли, весьма и весьма немало.

Да вот беда! Могли бы мы сделать куда больше, если бы не та самая тяжба, которая отнимает у нас силы, время, а самое главное – средства. Превратились мы из организации, которая взяла на себя функцию помогать писателям разных стран поддерживать друг с другом культурные связи, в некую вещь в себе, которая озабочена сегодня только одним: как бы выжить, не дать окончательно себя сожрать алчным коллегам из других литературных (или окололитературных) структур.

Презентация книги о Чехословацких событиях

И ведь не сами по себе мы взвалили на себя столь неблагодарную функцию – навязали нам её!

Закон тяжбы состоит в том, что каждое последующее действие одной стороны является реакцией на некий шаг стороны противоположной. Об этом шла речь выше, но приходится повторяться, для стройности изложения. Вот в данный конкретный момент мы заняты тем, что пытаемся пройти регистрацию нашей организации в Министерстве юстиции. Именно так: организация существует уже более двух десятков лет, а вот вдруг выяснились проблемы с регистрацией. Оказывается, когда-то что-то было неправильно оформлено в основополагающих документах, и эти недостатки Минюст потребовал устранить. Но всё бы это шло своим чередом, не вмешайся третьи (или какие там по счёту) силы, которые жаждут нашу структуру изжить с международного поля

Творческий вечер: Австрийская поэтесса Ольга Боброва в Тургеневской библиотеке

культуры… И таким образом можно задним числом продолжить шаг за шагом прослеживать, как развивался конфликт в прошлом.

И тогда мы просто утонем в массе документов, фактов, обвинений, опровержений и пр. Если человек непосвящённый пойдёт именно таким путём, он неизбежно увидит ситуацию глазами той стороны, которая станет вводить его в курс дела. Так Данте видел Ад глазами Вергилия, и комментарии получал соответствующие, основанные на симпатиях и антипатиях своего поводыря.

Награждение премией им. Суворова

Ведь вся система доказательств, массив подобранных фактов с соответствующей трактовкой неизбежно окажутся в пользу одной из сторон. Перечитал и понял, что мысль нуждается в конкретизации. Каждая сторона при описании конфликта в состоянии подобрать и подать одни и те же факты в выгодном для себя контексте.  Разве не так?..

В этом – главная беда любой тяжбы! За массивом аргументации напрочь

У памятника Блоку

теряется центральный интерес, из-за которого всё началось. В бурной пене споров оказывается незаметным тот самый риф, который эту пену взбаламутил.

А интерес прост. В распоряжении Исполкома МСПС имеется остаток собственности Союза писателей СССР. Она, эта собственность, имеет статус коллективной (общественной, корпоративной – как там с точки

Открытие мемориальной доски Сергея Михалкова

зрения буквы Закона?). На момент распада Советского Союза и раздела союзной собственности значительная часть недвижимости общественных организаций перешла в частные руки. Кто-то успел прихватизировать себе какой-то особнячок или переделкинскую дачку, а кто-то нет. И вот те, кто перевести недвижимость из разряда коллективной в личное пользование не успел, те и раздувают тяжбу. А ещё те, кто хотел бы приватизировать право на то, чтобы иметь право разрешать приватизацию другим.

Стремление от общего целого отпилить собственный кусочек – в этом и

У стенда Сергея Михалкова в Музее Москвы

заключается главная причина страстей, которые клокочут вокруг МСПС.

Известно же, что корысть и зависть движут слишком многими событиями. В данном конкретном случае – именно той самой тяжбой, о которой говорилось выше.

Я не могу сказать, в какой степени глубоко прониклись ситуацией высокие чиновники, которые приложили руку к раздуванию свары вокруг нашей организации. Будем считать, что не прониклись, и их некие корыстолюбцы используют вслепую. Куда важнее другое: если наша организация прекратит своё существование, пострадает вся литература в целом!

На вечере Махтумкули

Что, скажете, высоко замахнулся?.. Ну так планку и нужно ставить повыше, чтобы было куда тянуться.

Ну посудите сами!  Если некая организация проводит международные мероприятия, которые служат стимулированию творчества, то её устранение будет иметь негативные последствия?.. Думаю, что ответ очевиден. Как там у философа?.. Если где-то в море рухнет подмытая прибоем скала, то от этого на целую скалу обеднеет вся Европа!

А мы ведь проводили немало международных мероприятий, которые приносили реальную отдачу. Не нам – литераторам! Теперь же мы не имеем таковой возможности, всё съедают тяжбы, и в результате у нас сорвалось, в частности, проведение Международного совещания писателей-переводчиков. От этого кто-то что-то выиграл?.. Уж во всяком случае, не сами

Победители конкурса им. С. Михалкова

переводчики, не оставшиеся непереведёнными на другие языки произведения, не их авторы, не литературный процесс в целом.

Итак!

Некто хочет отнять у Международного сообщества писательских союзов собственность. Для достижения этой цели задействует могущественных покровителей из самых высших эшелонов государственного чиновничьего аппарата. От этого страдают литература и литераторы.

Белгород. Конкуря "Прохоровское поле"

Да и мы тоже страдаем, сотрудники аппарата Исполкома МСПС. Хотя посетовать на свои проблемы не является целью данной публикации.

И вот тут возвращаюсь к вопросу о корпоративной солидарности.

Всему описанному выше процессу «наката» на МСПС надо противостоять. Но как?.. Клеветник всегда оказывается в выигрышном положении – потому что в конце концов ложки находятся, но осадок остаётся.

Мы и противостоим. Вернее, пытаемся противостоять. Пишем всем

Встреча с делегацией китайских писателей

письма, оправдываемся, пытаемся доказать, что мы-то как раз ничего не крадём у писателей – это у нас пытаются, по принципу Шарикова, отнять и поделить. Теперь вот вроде как решено провести пресс-конференцию, если, конечно, что-то не помешает задуманному…

Только вот что не слишком радует.

Выше уже сказано, что позиция оправдывающегося всегда проигрышна. Он вроде как априори виноват. И тень этой изначальной виноватости автоматически падает на каждого, кому приходится ставить подписи под ответами на голословные обвинения.

Я лично ничего не имею от Исполкома МСПС, кроме смехотворной зарплаты. Не имею я дачи в Переделкино, и даже в очереди на неё не стою, потому как бесполезно.

Встреча с украинскими писателями

Однако в силу корпоративной солидарности ставлю подписи под письмами, в которых мы оправдываемся в инкриминируемых нам злодеяниях. Именно так: меня лично вроде как персонально накаты эти не касаются. Речь идёт о том, что нужно защищать правое дело.

Скажу даже больше: в некоторых письмах, которые отправляются в разные инстанции, содержатся выражения, от которых я бы  воздержался. Однако подпись моя стоит. Потому что в целом я согласен с тем, что (повторяюсь) правое дело нуждается в защите.

Подвожу итог сказанному выше.

Исполком Международного сообщества писательских союзов стал

Международное совещание молодых писателей

наследником некоторой  собственности, оставшейся от Союза писателей СССР. Основную часть этой собственности разворовали до прихода нынешнего руководства МСПС. И нынешнее руководство МСПС спасает для писателей остатки её. Но есть силы, которые очень хотят эти самые остатки перевести из общественной в личную собственность, приватизировать. В своекорыстных целях они заручились поддержкой нескольких высокопоставленных чиновников. И теперь совместно стараются задушить МСПС – пусть при этом пострадают интересы писателей, зато несколько приспешников обогатятся на приватизации переделкинских дач.

Оргкомитет по подготовке Международного совещания писателей-переводчиков

Наша структура старается противостоять этому давлению. И пусть я лично как человек одобряю не все шаги своего руководства, как член команды поддерживаю проводимую политику в целом.

В чём и подписываюсь.

Николай СТАРОДЫМОВ